Финансовое воспитание детей википедия

Автор: | 08.01.2017

Воспитание

Финансовое воспитание детей википедияВоспитание  — целенаправленное формирование личности [1] в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова. воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

  • Воспитание человека составляет помимо прочего предмет педагогики как науки.

Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий

Общие механизмы научения и воспитания

Понятие воспитание неотделимо от других образование и профессионализация. Оно коррелирует со значениями функций умение (знание, навык) планирование (организация, контроль) и т. д. Наличие этих сквозных связей между достигнутыми объёмами представлений (целым) позволяет устанавливать соответствие с имеющим уровнем цивилизованности в обществе. А в учебных заведениях взаимосвязь этих функций позволяет формировать методическое обеспечение в зависимости от специализации.

Воспитание в общем у животных — процесс реализации сигнальной наследственности  — передачи навыков потомству через условный рефлекс подражания с целью формирования стереотипов поведения, а также его результат (наличие или отсутствие воспитания ). Собственно зачатки воспитания демонстрируют уже низшие хордовые (например миноги ), моллюски и членистоногие .

Млекопитающие

Телёнка наставляют на послушание

У высших животных этот процесс многократно усложняется, включая в себя помимо передачи определённых навыков адаптации в окружающей среде также и навыки коллективного поведения (в стаде или стае ).

Важнейшим элементом воспитания является совместная игра детей и родителей. У многих хищников игры более сложные, они включают элементы тренировок с разделением ролей, необходимым для успешной совместной охоты .

Отсутствие надлежащего воспитания, невоспитанность зачастую приводит в дикой природе к негативным последствиям, вплоть до исчезновения вида. [источник? ]

Человек

Воспитание обычно строится «на трёх китах»:

Ни одно животное не затрачивает так много времени и сил на воспитание своего детёныша, сколько на это необходимо человеку для воспитания ребёнка, как личности. Исключительное значение воспитание приобретает в человеческом обществе. С его помощью формируются:

Ребёнок познаёт мир [2]

  • вторая сигнальная система (речь)
  • поведенческая активность, направленная на изменение внешней среды
  • деятельность, опосредованная через измененные элементы внешней среды (орудия производства).

Благодаря этим модификационным возможностям, человеческая популяция создала специфические наследственные структуры негенетического характера — культуру и этническую традицию. Феномен человеческой популяции заложен в качественно новых способах, по сравнению с популяциями остальных высших животных, коллективной переработки информации и высокой скорости обработки информации индивидом, живущим в социуме. В принципе человеческий организм структурно ничем не отличается от всех остальных высших животных, однако сочетание двух вышеуказанных факторов создало значительное преимущество в выживании за счёт направленного изменения среды обитания под доступные пределы адаптации человеческого организма.

Дети джунглей

Каспер Хаузер и его анонимный убийца

Известны случаи, когда оставшиеся без попечения дети выживали в сложных условиях дикой природы, в том числе при поддержке диких зверей, а в дальнейшем и воспитывались ими. По понятным причинам такие случаи более часто отмечаются в странах с тёплым климатом, в частности, в Индии. По названию известной английской сказки такие дети нередко именуются «детьми-Маугли». В отличие от благостного завершения упомянутой сказки, такие дети, будучи возвращёнными в человеческое общество даже в возрасте 6-7 лет, оказываются не в состоянии полноценно освоить язык и другие виды культурного взаимодействия в обществе.

Объяснение данных фактов даются в зависимости от педагогических теорий, которых придерживаются соответствующие авторы.

Так, последователи культурно-исторического подхода к обучению (Гербарт. Выготский. Т. Д. Лысенко [уточнить ] и их последователи), принявшие за основу возможность новообразования (по-английски — формирования) способностей к обучению и последующего «развития» их объясняют упомянутые факты задержками новообразования способностей и умственного развития детей, формирования социально-необходимых для жизни в человеческом обществе ролей.

Последователи природосообразного подхода к обучению (Коменский. Дистервег. Песталоцци. Ушинский и другие), говорят о том, что соответствующие природные способности детей в данном случае не были своевременно пробуждены и востребованы, в связи с чем позже не смогли раскрыться в полном объёме.

Известен также случай Каспара Хаузера. который воспитывался в тюремных условиях, был лишён полноценного воспитания и потому совершенно не понимал окружающего мира.

Определения

Воспитатель и воспитуемые

На протяжении столетий понятие воспитания неоднократно изменялось и корректировалось. До реформ Петра I под воспитанием понималось «вскармливание, выращивание» [3]. поскольку само слово однокоренное со словом питание. В словаре Даля было сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…» [4]. По определению ЭСБЭ (в редакции 1892 года ) воспитание «есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребёнка или юношу, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле» [5]. Зигмунд Фрейд в соответствии со своей концепцией достаточно широко определял воспитание как «процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности». Толковый словарь Ожегова описывал воспитание как «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни» [6]. В то же время в современной педагогике даётся и более четкое определение: воспитание — развитие направленности личности как «верхнего этажа» её иерархической структуры (формы направленности: мировоззрение, убеждения, идеалы, стремления, интересы и т. д.) [7]. В психологии воспитание рассматривается в первую очередь как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду» [8] .

Виды воспитания человека

Классическое воспитание в немецкой школе (политическая карикатура)

Выделяются следующие виды воспитания человека:

  • По содержанию воспитания:
    • умственное
    • трудовое
    • физическое
    • нравственное
    • духовно-нравственное
    • эстетическое
    • правовое
    • патриотическое
    • половое и полоролевое
    • экономическое
    • экологическое (автор концепции — Е. К. Янакиева )
    • и т. д.
  • По институциональному признаку:
    • семейное
    • религиозное
    • социальное (в узком смысле)
    • дизсоциальное (асоциальное)
    • коррекционное
  • По доминирующим принципам и стилю отношений (это разделение не является ни общепринятым, ни чётким):
    • авторитарное
    • свободное
    • демократическое
  • В силу значительной широты охвата понятия в целом, в российской педагогике выделяется такое понятие, как
    • социальное воспитание  — целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитания — одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объём понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (то есть отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений [9] .

Дефекты воспитания

Дефекты воспитания являются своеобразным «браком» процесса воспитания, когда в силу тех или иных причин у особи не вырабатываются некоторые из этологических стереотипов или же, соответственно, не усваиваются определённые адаптивные нормы. Дефекты воспитания могут быть относительно безвредными, но могут и представлять существенную опасность как для самой особи, так и для её окружения и среды обитания. Причинами возникновения дефектов воспитания могут быть по отдельности или в совокупности следующие факторы:

  • расстройства здоровья индивида (особи)
  • особенности среды, в том числе социальной
  • наследование дефектов воспитания
  • дефицит ресурсов
  • издержки технологии и методологии воспитания

и т. д. Наличие дефектов воспитания может быть причиной проявления в дальнейшем у индивида различных форм девиантного поведения. Одновременно с этим механизм формирования дефектов воспитания в природе является своеобразным фильтром, действующим в рамках естественного отбора и предотвращающим устойчивое воспроизведение определённых патологий (не обязательно поведенческих) в потомстве.

Примечания

  1. ^ Гавров С. Н.. Микляева Ю. В. Лопатина О. Г. Воспитание как антропологический феномен. Учебное пособие. — М. Форум, 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-91134-545-7
  2. ^ Чуковский К. И. От двух до пяти. — М. КДУ, 2005. — 400 с. — 5000 экз. — ISBN 5-98227-092-X
  3. ^ Словарь русского языка XI—XVII вв.- М. 1976.
  4. ^ Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М. 1989.
  5. ^ Энциклопедический словарь: В 82 т. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон.- СПб. 1892.
  6. ^ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка
  7. ^ А. М. Новиков. Основания педагогики. — М. Эгвес, 2010.
  8. ^ С. Ю. Головин. Словарь практического психолога.
  9. ^Мудрик А. В. Воспитание / гл. ред. Давыдов В. В. — Российская педагогическая энциклопедия. — М. Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993. — Т. 2. — С. 166–168. — 608 с. — ISBN 5-85270-140-8 .

См. также

Литература

Ссылки