Влияние традиций на воспитание ребенка

Автор: | 07.01.2017

Консультации для воспитателей.

Влияние народных традиций на нравственное воспитание дошкольника .

Влияние традиций на воспитание ребенкаАвтор: Хазиева Гулия Минабутдиновна. воспитатель, МБДОУ «Детский сад N19 «Алёнка», г. Набережные Челны.

В младшем дошкольном возрасте детей продолжаем знакомить народными традициями. Поэтому необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранение истории и определяет будущее нашего народа.
Через народные творчество ребенок может развиваться, может проявлять свои умения фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах ребенок проявляет себя и развивается. Именно в младшем дошкольном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а народных играх с только поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках.
Народные подвижные игры которые мы играем на улице с детьми, например:

башкирская народная игра «Липкие пеньки»,и.д.

татарские народные игра «Догонялки» и.д.

Эти игры дети играют на прогулке, им эти игры нравятся. В начале игры когда начали играть народные игры ведущую роль брали мы, воспитатели. А сейчас дети сами распределяют по очереди ,кто будет ведущей.

Есть особая область народного творчества, называемая детский фольклор. Для самых маленьких, еще в пеленках- незамысловатые пестушки: они обращены к тельцу ребенка. К первым движениям рук и ног, к голове, к его улыбке и агуканью. По сути этот жанр представляет собой своеобразный свод приемов физического воспитания, которые тысячелетиями вырабатывало материнство. Пестушки способствуют развитию у ребенка координации движении, равновесия закреплению двигательных навыков, являются хорошими упражнениями для мышц, нередко сопровождаются приемами массажа: поколачиванием, поглаживанием. Например: «Лунь плывет! Лунь плывет!»- ручки ребенка вместе с маминами плавно движутся от себя к себе, как бы имитируя плавание.
На втором году жизни для тех кто начинает говорить – потешки, в которых в игровой форме уже не редко заключены и первые нравственные опыты; в потешках соединяются развлекательные и учительные моменты.

У нас в группе потешки дети быстро запоминают, и часто используют потешки Например:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
В фольклоре каждому соответствуют свои жанры, свой репертуар. Дошкольном возрасте дети учат считалки, дразнилки, заклички, скороговорки. В этом возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества. Одновременно это состязание в силе, ловкости, смекалке. Многие старинные игры включали в себя пение. Это украшало их, способствовало быстрому запоминанию, придавало им ритмическую слаженность.
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки —
Желтые цыпятки.

Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!

Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце.

Правила игры
Курица-наседка (воспитатель) собирает своих цыплят и идет с ними погулять, зернышки поискать. Соответственно содержанию песни воспитатель делая различные движения, играет с детьми. За воспитателем выполняют движения и дети. Игра может повторять два-три раза. Когда она будет хорошо усвоена, роль курицы-наседки можно поручать ребенку.
Пословицы. Пословица создается всем народам, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни. Наблюдения народ пословицах получила отражение, педагогические идеи, их место в жизни народа, целей, средств воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследование черт поведения родителей. Мы в группе часто используем пословицы, как
Хлеб всему голова.
Хлеб да вода – богатырская еда.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Уменье и труд все перетрут.
Дело мастера боится. и т.д.
Загадки. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из разных областей окружающей действительности. Использование загадок в умственном воспитании важна тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. Особые место в процессе воспитании детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких- либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка. Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями. Детям больше нравится придумывать загадки. Придуманные загадки большинство на тему животных.
Например, загадки придуманные детьми.
Зеленая, живет в болоте.(лягушка)
Живет во дворе, лает.(собака)
Рогатая, нам молоко дает(корова)
Мальчики больше придумают на тему различны видах транспорта. Когда отгадываем загадки стараемся затрагивать все темы: природу, транспорт, животные, растение. Загадки про растительный мир им дается тяжелее.
Сказки. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Дети и сказки — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Мы с детьми читаем сказки разных народов Например: татарские народные сказки, как «Соловей», «Три сестры».,русские народные сказки как, «Морозко», Гуси-лебеди». и сказки других народов. С детьми обсуждаем содержание сказки, положительных и отрицательных героев.
Таким образом, сказка для ребенка является не просто фантазией, но особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий, в дальнейшем — мир жизненных смыслов. Сказка выводит ребенка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами.