Воспитание детей хантов

Автор: | 22.05.2016

Воспитание детей хантовСЕМЬЯ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПОВСЕДНЕВНОСТИ ХАНТОВ И МАНСИ

В первобытном искусстве человек отражал все то, что уже было освоено им в суровой борьбе с природой: «. закрепляя в живых образах искусства свой жизненный трудовой опыт и практику физической и волевой подготовки, первобытный человек усугублял и расширял свое эмоциональное восприятие действительности, разносторонне познавая её, обогащая свои мысли и чувства, свой духовный мир».

Главная задача воспитания родового, кастового, государственного, как отмечает А.Д. Бутовский, состояла в посвящении детей в обрядовую сторону той среды, к которой они принадлежали.

Народы ханты и манси относятся к финно-угорской языковой семье, в которую входят также финны, венгры, эстонцы, карелы, вепсы, ижоры, ливы, мордва, удмурты, коми, саамы. В глубокой древности они жили вместе, составляли одну языковую общность, развивали единую культуру.
Около пяти тысяч лет назад древняя финно-угорская общность под влиянием различных обстоятельств стала постепенно распадаться. Первыми отделились угры (нынешние венгры, ханты, манси), после них – пермская группа (нынешние коми и удмурты). За ними постепенно стали распадаться оставшиеся, так называемые финно-волжские племена (предки современных финнов, эстонцев, мордвы, марийцев и др.), которые около тысячи лет жили одной общностью, как один народ.

Для обозначения хантов и манси как единого целого в научной литературе утвердился термин – обские угры. Первая его часть указывает на основное место проживания, а вторая происходит от слова «Югра», «Югория».

Народы ханты и манси, населяющие ХМАО-Югру, принадлежат к угорским племенам, близким друг другу по языку и культуре. Этноним «ханты» произошел, как считают ученые, от финно-угорского корня «конт», «род, большая семья, общность». Другая часть обских угров, назвав себя манси, тем самым пыталась выделиться среди «глухих» и «немых» соседей (слово «манси» означает «говорящий человек»). До 1940 г. в отечественной и зарубежной литературе народы Севера ханты назывались остяками, а манси – вогулами. Под термином «обские угры» принято объединять культурно и генетически близкородственные этносы – ханты и манси, являющиеся типичными охотниками, рыболовами и оленеводами. Это дает возможность выявления обобщенных характеристик культуры.

Как известно, период существования их собственной письменности едва превышает шестьдесят лет, поэтому многие страницы истории, культуры не стали достоянием для последующих потомков.

Многовековой опыт самобытного воспитания, его богатейшие формы и содержание, методы и принципы, семейные традиции передавались из поколения в поколение для воспитания физически крепкого, психологически и нравственно устойчивого молодого поколения.

Достаточно полно отражают национальную культуру игры, состязания и самобытные физические упражнения, танцы, национальные виды спорта, единоборства и др. с учетом климатических и природных условий проживания детей данного региона. Данный компонент является составной частью содержания программ по патриотическому воспитанию школьников народов Севера, способствующие овладению традиционными видами промыслово-хозяйственной деятельности и выживанию в экстремальных климатических условиях.

Национально-региональный компонент содержания образования является обязательным условием воспроизводства национально-культурных и национально-исторических корней личности. Формирование национального самосознания должно быть основой гуманитарного образования и системы историко-культурных.

В Ханты-Мансийском автономном округе одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики является возрождение патриотических традиций и воспитание гражданской ответственности за свое Отечество. В настоящее время в округе создан и действует Координационный Совет по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи. Основными направлениями деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию являются:

– развитие системы патриотического воспитания в округе;

– воспитание и поддержание у граждан, начиная с детского возраста, чувства патриотизма, гражданского долга, общественных интересов;

– обеспечение активного участия семьи, школы, общественных и государственных институтов в патриотическом воспитании;

– координация деятельности государственных, муниципальных структур и ведомств;

– формирование комплекса нормативно-правового, организационно-методического, кадрового и материально-технического обеспечения системы патриотического воспитания;

– физическое развитие детей и молодежи, формирование стремления к здоровому образу жизни. [1 ]

Сегодняшние проблемы, связанные с патриотическим воспитанием нового поколения россиян, особенно актуальны: семья – главный объект общенационального интереса, семейные ценности – государственная задача, демографическая политика неотрывна от жизни семьи. Все это подтверждает несомненную необходимость пропаганды патриотического воспитания.

Еще Аристотель писал – «отец учит, мать растит». Особенность понимания семьи заключается в возможности представить семью как целостность, на основе брака – гармонии мужского и женского начал.

В хантыйских и мансийских фольклорных текстах в какой-то мере отразились основные формы первобытнообщинного строя: матриархата, где ведущую роль в жизни играла женщина, и патриархата, в котором главенствующая роль стала принадлежать мужчине. Проследить переход от одного общественного строя к другому можно по древним сказам народов ханты и манси о различных способах создания семьи.

Взаимоотношения в браке хантыйской и (или) мансийской семьи жестко диктуются нормами и традициями. Это заметно, еще с ярких обычаев и ритуальных действ относительно брака. Внутрисемейные отношения хантов и манси соответствуют патриархальной семье и имеют свои особенности: зависимость от численного состава семьи, непрерывный тяжелый труд всех членов семьи, зависимость жизнедеятельности семьи от суровой северной природы, устойчивость семейных отношений. [2]

Увеличение числа «неполных» семей, внебрачных половых отношений приводит к отрицательному влиянию на авторитет главной ячейки общества – семьи, что, соответственно, изменяет внутрисемейные отношения. Отсюда и изменения в гендерных установках современного общества, в оценке роли отцовства и (или) материнства, что неизбежно влияет на духовные, нравственные, материальные ценности и тем более на воспитательную деятельность родителей, а это, в свою очередь, отражается на статусе отца в воспитании детей.

Народы ханты и манси в течение многих столетий создали самобытную культуру по воспитанию молодого поколения с учетом суровых природно-климатических, социальных, национально-бытовых условий своей жизни. Эти неписаные правила – важная дисциплинирующая норма, в то же время противостоящая произволу, позволяющая сохранить достоинство. До сих пор в народе основательно устояли понятия мужской доблести, чести, силы, доброты, порядочности, уравновешенности, разумности. Взаимоуважение и почитание старших – руководящие принципы нравственности, а это в свою очередь, главные факторы патриотического воспитания подростков.

У всех народов Крайнего Севера еще полвека назад юноши, достигшие определенного возраста, отправлялись в самостоятельную жизнь. Но в современном обществе этот обычай отступил. А ведь воспитание самостоятельности – неотложное требование сегодняшней реальности и предполагает формирование у подрастающего поколения целеустремленности, независимости и т.п. Безусловно, культура воспитания как общественное явление, сильно видоизменялась в связи с взаимоотношениями с социальными явлениями жизни этноса.[3]

Отец в первую очередь подает пример своему ребёнку (детям) и даже супруге. Разумеется, малыши любят своих матерей, ищут у них поддержки и понимания, но наибольший багаж всех знаний и жизненного опыта они получают именно от отцов.

В настоящее время сиротство стало государственной проблемой. Статистика показывает, что количество детей–сирот не отстаёт от числа послевоенных лет.

Шокирует сам факт появления в цивилизованное время нового термина «социальные сироты» – дети, оставшиеся без попечения родителей (опекунов), т.е. сироты при живых родителях – первоисточник злодеяний.

На примере воспитанников детского дома «Радуга» г.Ханты–Мансийска число сирот, оставшихся без попечения родителей во много превышает количество настоящих сирот; из них около 40% сирот, относящихся к МНС (малочисленных народам Севера) – это прямой результат утери авторитета отцовства, материнства и семейных устоев. А не так давно обские угры не могли даже представить своих детей, близких и дальних родственников на воспитании в детских домах.

Наиболее распространенным негативным явлением на сегодняшний день в жизнедеятельности ко­ренных малочисленных народов Севера является алкоголизм, и вы­явление его причин, поиск эффективных путей борьбы с ним име­ют важнейшее значение для совершенствования образа жизни. Эта проблема наблюдается по всей территории нашей страны.

Президент России Дмитрий Медведев в июле текущего года заявил, что борьба с алкоголизмом и наркоманией должна вестись не запретами, а комплексным подходом. По его мнению, необходимо решать целый ряд вопросов, начиная от повышения дохода граждан, заканчивая созданием возможности проведения досуга, чтобы были другие способы отдыха. [4 ]

Сегодня фактиче­ ски идет «наступление антикультуры», разлагающей духовную и мате­риальную жизнь современного общества.

Продолжающееся промышленное освоение региона без учета специфики культуры и условий жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера может привести к исчезновению их как этноса.

Про­блемы преемственности культуры и языка, вопросы образования, а также воздействия на них государственных структур весьма значи­ мы для исследования и прогнозирования образа жизни коренных малочисленных народов Севера. Поэтому этнокультурная пробле­ матика привлекает к себе пристальное внимание ученых, исследова­ телей и практиков.

Повседневную жизнь нужно рассматривать как основу патриотического воспитания детей и подростков–угров с учетом их традиций, обычаев и обрядов. Обряды являются теми механизмами, с помощью которых регулируются и периодически заново восстанавливаются об­щие нормы и ценности: буду­чи приуроченными к определенным моментам общественной жизни индивида, они призваны при­общить человека к общим стандартам посредством вклю­чения его в соответствующий культурологический статус, с которым, в свою очередь, связана совокупность предписанных обыча­ем прав и обязанностей. Поскольку семейные, родильные и свадебные обряды представляют собой не только набор обязатель­ных действий, совершающихся в строго определенной ритуа­лом последовательности, но и все в совокупности составляют единую цепочку, они служат регулирующей программой поведения индивида на протяжении всей жизни. Помимо этого, обряды играют роль адаптивного механизма, облегчающего принятие нового. [5 ]

Культурная политика государства и ХМАО-Югры помогает сохранить и развить наиболее ценные особенности патриотического воспитания, от которого зависит не только дальнейшая судьба детей и подростков, но и судьба всей этнической общности.

1. Официальный веб-сайт органов государственной власти ХМАО — Югры [электронный ресурс]. – Режим доступа.

2. Ханты. Манси. Кто мы? Гл.ред. Ю.Шесталов. Х-Мансийск, 1993.

3. Ерасов, Б.С. Социальная культурология. М. 1996.

5. Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). Сургут: АИИК «Северный дом» и Северо-сибирское региональное книжное издательство, 1993.