Влияние игрушки на образование и воспитание ребенка

Автор: | 22.05.2016

Влияние игрушек на психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте

Влияние игрушки на образование и воспитание ребенкаВ дошкольном возрасте первые шесть-семь лет являются ответственным периодом для психического развития ребенка т. к. в это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.

Большую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми. Воспитание и обучение ребенка в этом возрасте связано с его ведущей деятельностью – игрой. Разный вид деятельности ребенка имеет свою цель. В дошкольном возрасте — это его всестороннее развитие.

Главным средством в игре ребенка-дошкольника является игрушка, которая отвечает потребности ребенка в активной деятельности, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Происходит непосредственное развитие во всех психических процессах: в воображении, мышлении, внимании, восприятии и памяти, так как все полученные ребенком образы он впоследствии пытается воссоздать в реальной жизни, действуя или с игрушкой, предметом, или играя с товарищем в различные игры. Изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка занимались многие педагоги и психологи. Главная задача взрослых — научить ребенка действовать с игрушками. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию любознательности.

Таким образом, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, как особая форма передачи и освоения культурного опыта, отражающая специфику жизни детей в обществе. Игрушка — особое психологическое средство, в котором опредмечены задачи психологического и личностного развития в каждый возрастной период. Она имеет важное значение, как для развития психических функций и познавательных процессов, так и для становления личности ребенка. Существуют различные классификации игрушек: по тематике и видам игр. Сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки и т.д.), которые определяют сюжет игры, в этом их основное назначение. Это развивает творчество, расширяет кругозор ребенка, его социальный опыт. Среди игрушек особое место занимает кукла, которая является источником разнообразных переживаний малыша. Технические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К ним относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины и т. д. Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование. Они представляют комплекты деталей разных форм для сооружений и построек. Большими развивающими возможностями обладают конструкторы. Дидактические игрушки — это игрушки, направленные на развитие психических процессов, которые содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамидки, разноцветные шары. Игрушки для подвижных и спортивных игр предназначены для физического воспитания. Они очень разнообразны и направлены на укрепление мышц, развитие координации движений. Театрализованные игрушки — это куклы (театральные персонажи), наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам.

Таким образом, игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей. Взрослый является главной фигурой для ребенка при ознакомлении с окружающими его пре6дметами.

Итак, на протяжении всего дошкольного возраста общение ребенка направлено на познание окружающего мира. Игрушка является важным предметом в общении ребенка. Дети общаются в игре. Игрушка для ребенка — это инструмент познания мира и в то же время существенная часть этого самого мира, а игра — способ его познания. Манипулируя доступными ему предметами (игрушками), малыш познает мир, мыслит, развивается. И от того, что именно будет ему предложено для этих самых манипуляций, зависит, как и в каком направлении будет развиваться его мышление. К концу раннего возраста ребенок стремится сочинять собственные сказки, рассказы, действуя с предметами, обыгрывая тут же эти истории. Возникновение воображения имеет большое значение для умственного развития, тому же способствуют правильно подобранные игрушки.

Таким образом, велико воздействие игрушек на развитие способностей. Но разностороннее влияние может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка. Игрушка — средство воздействия на эмоционально-нравственную сторону личности ребенка в раннем дошкольном возрасте. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний. Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми. Игрушка — непременный спутник детства и важнейший инструмент игры. Главное — соблюдать требования по отбору современных игрушек. Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на развитие познавательных процессов. Манипулируя с предметами, ребенок познает свойства предмета, мыслит. В ролевой игре ребенок воображает ту или иную ситуацию, подражает взрослым. При игре активизируются все познавательные процессы: воображение, внимание, память, мышление. Игрушки должны подбираться соответственно возрасту детей. Они оказывают также большое влияние на личностное развитие ребенка и его способностей. Взрослые должны обращать внимание на предпочтения ребенком той или иной игры или игрушки. Это поможет в дальнейшем развить у ребенка многие способности. Игрушки оказывают огромное влияние на эмоционально-нравственную сферу ребенка. Важно знать четко различие между так называемыми полезными и вредными игрушками. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, побуждающих чувства насилия, жестокость, агрессивность. Трансоформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук — эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, которые могут реализоваться в жизни по отношению к более слабым — животным и маленьким детям. Полезная игрушка ставит перед собой благородную воспитательную задачу — учит добру и красоте, пониманию, сопереживанию. Игрушка закладывает в душу ребенка понятия добра и зла. Любое проигранное действие способно воспроизводить себя в реальности, а игрушка программирует поведение ребенка. Главной игрушкой, влияющей на эмоционально-нравственную сферу, является кукла. Она может быть другом, партнером, слугой и т.д. Играя с куклой, ребенок легче проявляет свои эмоции и чувства, он не боится открыться. Уже в дошкольном возрасте можно увидеть какие игрушки и игры предпочитают мальчики, а какие девочки, что является первым признаком отождествления ребенком себя с конкретным полом.

Важное значение в жизни ребенка-дошкольника имеет любимая игрушка. Вспомнив про любимую игрушку, оживляются взрослые люди. Многие с горечью рассказывают, что с детской игрушкой им пришлось расстаться. Почему так важна для ребенка игрушка? Она играет в его жизни тройную роль.

Во-первых, она является для него идеальным Другом, принимает и любит его таким, какой он есть. Игрушка готова слушать его и никому не расскажет об этом. Она может быть такой, какой хочет видеть ее ребенок. Он через игрушку компенсирует дефицит общения со взрослыми или сверстниками, учится жалеть другого, заботиться, сопереживать.

Во-вторых, игрушка является идеальным Я для него самого. На нее ребенок проецирует свои желания. Она может быть сильной и красивой и делать то, что хочется самому ребенку. Поэтому, при расставании с любимой игрушкой, ребенок испытывает боль, поскольку при этом теряется значимая часть самого себя.

В-третьих, игрушка – это символический ключ к внутреннему миру ребенка. Через нее он выстраивает свой мир, подвластный ему. Во взрослом мире от ребенка ничего не зависит, потому что он мал. А в мире игрушек он большой и сильный и делает то, что хочет. Можно сказать, что игрушка способствует формированию личностной автономии ребенка, развитию его самосознания. Поэтому взрослым необходимо уважительно относиться к игрушкам детей и быть внимательными к ситуации, когда ребенок проявляет безразличие или жестокость к игрушкам. Это может говорить о его внутреннем неблагополучии.

Итак, игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования. Необходимо обращать внимание на творческий характер игры, ее содействие развитию воображения, мышлению, речи ребенка. Можно также сказать о том, что игра является действенной формой самопомощи ребенка. В ней он может проигрывать беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными. Главным средством в игре ребенка-дошкольника является игрушка, которая помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Игрушки открывают возможность для творческой, осмысленной активности самого ребенка. Они несут в себе огромное психологическое и педагогическое значение, учат добру и красоте, пониманию и сопереживанию. На это стоит обращать особое внимание как педагогам, психологам, так и родителям, ведь большую часть жизни ребенок проводит именно в игре. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом.