Термины о воспитании детей

Автор: | 22.05.2016

Термины о воспитании детейПедагогические науки / Методические основы воспитательного процесса.

КарутинЕ.В. ст. преподаватель

УкраинскаяИнженерная Педагогическая Академия

воспитания детей младшего школьного возраста

«Дети – цветы жизни…»

Цель этой публикации. В данной статье рассматривается проблема становления человека и его нравственное воспитание в современном мире.

Основные термины. Ребенок, национальное воспитание, Родина, семья, любовь .

В период становления Украины, как независимого государства основным вопросом, конечно, является вопрос ментальности, вопрос « національної самосвідомості». Страна, в которой нет армии, экономики, политики, религии и образования обречена на гибель, а ведь сегодняшние дети будут жить в этой стране. С какими знаниями они пройдут по жизни? А ведь основную информацию они получают из телевизора, а там зачастую, только лишь пошлость и насилие. И единственным ограничителем этого информационного потока являются родители, но несчастным родителям, как всегда некогда. И получается, что наша ментальность, в равной степени, как и ментальность наших детей, формируется, с учетом западных ценностей, но уж ни в коем случае, не как ментальность славянского мира. Родителям, так же как и педагогам, пора понять, что подготовка будущего специалиста в той или иной области знания требует осмысления текущего момента. Требует анализа сложившейся ситуации для того, что бы понять, что геноцид нации (причем не только украинской) происходит именно в сфере культуры и образования. Родителям нужно помнить, что они — главные учителя ребенка. Ведь они проводят с ним больше всего времени с рождения и являются моделями поведения, общения и реакций на жизненные ситуации. Они постоянно рассказывают ребенку истории (словами или поведением), которые учат малыша ценностям, решению проблем, отношениям и другим необходимым жизненным навыкам — полезным или нет. Поэтому роль родителя — самая важная в жизни, т.к. именно она определяет будущее детей — и, конечно, будущее всего мира.

Сама по себе семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для дошкольника семья является первой общественной средой. Семья как социальный институт характеризуется совокупностью норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. В качестве норм, образцов поведения выступают семейные традиции. В современной семье ценный педагогический опыт, содержащийся в семейных традициях, порой остается не востребованным. Традиции обычно функционируют в той области общественных отношений, где меньше всего приемлемы другие регулятивные механизмы. Традиции благодаря своей неопределенности, поливариативности. а также способности саморазвиваться. которой не обладает ни один юридический закон, не сковывают людей так жестко, как положительное право. Соблюдение традиций допускает известную добровольность, свободу, выбор и реализуется через самостоятельную деятельность человека (В. Д. Плахов, И. В. Суханов). Осуществляя свои функции, семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, спрессовывают его в компактную «матрицу» и в таком виде сохраняют на века, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, подобно вектору, направляют развитие семейных отношений, упорядочивают и структурируют их.

Бороться с национальным обезличиванием наших детей родители должны именно на этом пути: надо сделать так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребенка, вызывающие в нем умиление, восхищение, чувство красоты, любознательность, великодушие, жажду подвига, — были национальными; и далее: чтобы они почуяли в себе кровь и дух своих славянских предков и приняли бы с любовью всю историю, судьбу и путь своего народа. В особенности следует обогащать их следующими сокровищами:

Язык. Язык вмещает в себе таинственным образом всю душу, все прошлое, и все творческие замыслы народа. Особенно важно, чтобы это пробуждение самосознания и личностной памяти ребенка (обычно — на третьем, четвертом году жизни) совершилось на его родном языке. При этом важен не тот язык, на котором говорят при нем другие, но тот язык, на котором обращаются к нему, заставляя его выражать на нем его собственные внутренние состояния. Поэтому не следует учить его чужим языкам до тех пор, пока он не заговорит связно и бегло на своем национальном языке.

Сказка. Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического — чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды и кривды». Она заселяет его душу национальным мифом, исторически глядя в прошлое и пророчески глядя в будущее. В сказке народ схоронил свое вожделенное, свое страдание, свой юмор и свою мудрость. Национальное воспитание неполно без национальной сказки.

Поэзия. Стихи таят в себе благодатно-магическую силу: они подчиняют душу, пленяют ее гармонией и ритмом, заставляют ее прислушиваться к жизни вещей и людей, учат ее духовному восторгу. Как только ребенок начнет говорить и читать, так классические национальные поэты должны дать ему первую радость стиха и постепенно раскрыть ему все свои сокровища. В меру возрастания и в меру возможности необходимо открывать ребенку доступ ко всем видам национального искусства — от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски до театра, от музыки до скульптуры. Тогда душа его всесторонне раскроется для восприятия того, что впервые дали ей песня, сказка и поэзия.

История. Ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, что

он славянин, сын великого славянского племени и в то же время сын народа, имеющего за собою величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету. Необходимо пробудить в ребенке уверенность, что история народа есть живая сокровищница, источник мудрости и силы. При этом национальное самочувствие ребенка должно быть ограждено от двух опасностей: от националистического самомнения и от всеосмеивающего самоунижения. Преподаватель истории отнюдь не должен скрывать от ученика слабых сторон национального характера, но в то же время он должен указать ему все источники национальной силы и славы. Тон скрытого сарказма по отношению к своему народу и его истории должен быть исключен из этого преподавания. История учит духовному преемству и сыновней верности: а историк, становясь между прошедшим и будущим своего народа, должен сам видеть его судьбу, разуметь его путь, любить его и верить в его призвание. Тогда только он сможет быть истинным национальным воспитателем.

Армия. Армия есть сосредоточенная волевая сила моего государства, оплот моей родины; воплощенная храбрость моего народа, организация чести, самоотверженности и служения — вот чувство, которое должно быть передано ребенку его национальным воспитателем. Дух воина, стоящего на страже правопорядка внутри страны и на страже родины в ее внешних отношениях, отнюдь не есть дух «реакции», «насилия» и «шовинизма», как думают иные даже сегодня. Без армии, стоящей духовно и профессионально на надлежащей высоте,— родина останется без обороны, государство распадется и нация сойдет с лица земли. Преподавать ребенку иное понимание значит содействовать этому распаду и исчезновению.

Территория. Ребенок должен увидеть воображением пространственный

простор своей страны, это национально-государственное наследие Родины. Он должен понять, что народ живет не для земли и не ради земли, но что он живет на земле и от земли и что территория необходима ему, как воздух и солнце. Он должен почувствовать, что его национальная территория добыта кровью и трудом, волею и духом. Наш человек должен знать и любить просторы своей страны.

Хозяйство. Ребенок должен с раннего детства почувствовать творческую радость и силу труда, его необходимость, его почетность, его смысл. В ребенке должна проявиться склонность к добровольному, творческому труду. Тогда в нем пробудится живой интерес к русскому национальному хозяйству, воля к русскому национальному богатству как источнику духовной независимости и духовного расцвета русского народа. Пробудить в нем все это, значит заложить в нем основы духовной почвенности и хозяйственного патриотизма.

Таков дух национального воспитания, необходимый каждому здоровому народу. Задача каждого поколения состоит в верной передаче этого духа, и притом в формах возрастающей одухотворенности, национального благородства и международной справедливости. Только на этом пути человечеству удастся соблюсти священное начало Родины.

Список использованных источников:

1.И.А. Ильин "Путь духовного обновления"

2.В.И. Копалов, доктор философ. наук, профессор Уральского государственного университета им. А.М. Горького «Русская национальная школа и ее традиции»

3. И.А.Ильин «О национальном воспитании»