Понятие и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста

Автор: | 22.05.2016

Лекция №1 Актуальность экологического образования детей дошкольного возраста;

Понятие и задачи экологического воспитания детей дошкольного возрастаНа наших занятиях мы с вами будем говорить о теории и методике экологического образования дошкольников. И первое с чего мы должны начать, это с определения вопросов которые нам будет необходимо рассмотреть.

Первое что мы должны будем сделать, это вспомнить и уточнить первостепенные экологические понятия, знание которых необходимо для правильного подбора материала к занятиям и для их построения.

Далее нам необходимо дать определение, что же такое «экологическое образование», рассмотреть как это понятие трактуется разными авторами.

После этого можно переходить к рассмотрению методики преподавания ЭО в ДОУ.

Методика преподавания ЭО, как и методика преподавания любого другого предмета, является самостоятельной дисциплиной (наукой) и призвана отвечать на ряд вопросов:

Зачем учить. – отвечая на этот вопрос, методика определяет цели и задачи преподавания данного предмета.

Чему учить. – ответ на этот вопрос отражается в отборе содержания образования.

В свою очередь, цели, задачи и содержание находят свое отражение в программах. (базисных или авторских)

Как учить. – ответом на этот вопрос является перечень форм и методов проведения занятий.

Соответственно рассматривая методику ЭО дошкольников, мы с вами должны рассмотреть:

— цели и задачи ЭО

— особенности отбора содержания ЭО дошкольников

— существующие программы ЭО

— формы и методы ЭО.

Первое что мы должны сделать, прежде чем начать разговор об экологическом образовании — вспомнить ряд экологических терминов. Это необходимо сделать потому что, воспитатели, занимаясь экологическим образованием, зачастую трактуют эти термины достаточно вольно. Чтобы этого не происходило, давайте обозначим эти термины в адаптированном (несколько упрощенном) виде.

Экология – биологическая наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

Биосфера — одна из оболочек Земли, в которой обитают живые организмы. Она включает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и часть литосферы. Определение биосферы было дано В.И. Вернадским. В биосфере все живые организмы тесно связаны между собой.

Ноосфера. Этот термин встречается в ряде программ экологического образования дошкольников. Ноосфера — это биосфера, измененная человеком.

Экосистема. Это устойчивое сообщество живых организмов и его среда обитания, которые тесно связаны между собой. Экосистемы могут быть очень разными — от огромных экосистем тропических лесов до небольших экосистем пня, аквариума. Термин предложен английским экологом А.Тэнсли. Экосистемами являются и отдельный биоценоз, и биосфера в целом.

Окружающая среда включает в себя как природную, так и искусственную (созданную человеком) среду.

Местообитание. В природе каждый вид имеет свое местообитание. Это понятие включает всю территорию, на которой живет, охотится, передвигается животное. Для медведя местообитание — лес, для щуки — река, для муравьев — небольшая опушка. Иногда местообитанием называют нору животного – это неправильно.

Экологические факторы (факторы среды) — это, во-первых, условия (температура, обеспеченность водой, освещенность, соленость воды) и, во-вторых, ресурсы (все то, что организм потребляет или использует для своего существования, например, пища). В детском саду экологические факторы часто изучаются при выращивании растений и в процессе наблюдений в живых уголках.

Экологическая ниша. Употребление в этом словосочетании слова «ниша» приводит к тому, что многие педагоги представляют себе экологическую нишу как некое углубление, укрытие. На самом деле это определенное место в пространстве, пища, которой питается животное или растение, время, когда он это делает (например, по образу жизни различают ночных и дневных птиц, зверей, насекомых). Поэтому нельзя создавать макеты экологических ниш в виде шкафчиков или этажерок с полочками, на которых размещаются те или иные природные сообщества (на одной полке водоем, на другой — лес и т.п.), как это делают в некоторых детских садах.

Сообщество (биоценоз ). Этот термин часто употребляется в программах по дошкольному образованию, в методической литературе. Биоценоз — совокупность живых организмов, обитающих на определенном пространстве. Примеры биоценозов: лес, луг, водоем. Выделяют фитоценоз (сообщество растений) и зооценоз (сообщество животных). Биоценоз — это термин, поэтому лучше не говорить детям: «Мы пойдем в лесной биоценоз», — а просто сообщить им: «Мы пойдем в лес».

Биогеоценоз. Этот термин также иногда употребляется в методических рекомендациях для педагогов, однако его нередко путают с биоценозом. Биогеоценоз — это совокупность на известном протяжении земной поверхности однородных природных явлений (атмосферы, горных пород, гидрологических условий, растительности, животного мира, мира микроорганизмов и почвы). То есть, помимо живых организмов, биогеоценоз включает и связанные с ними компоненты неживой природы.

Мы с вами дали определения наиболее значимых экологических терминов, однако, нужно запомнить, что при работе с детьми данные термины не используются!

Понятие «экологическое образование»

Следующий вопрос, который мы будем должны рассмотреть, это понятие ЭО.

Говоря об экологическом образовании в дошкольной педагогике нужно отметить, что это новое направление, которое в настоящий момент все еще проходит этап становления.

Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речи не велось вовсе. В настоящее же время экологическое образование стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны.

Практически во всех современных комплексных, базисных программах выделены разделы по экологическому воспитанию дошкольников. Помимо этого, существует ряд дополнительных программ так же направленных на экологическое образование дошкольников.

Базовой основой для данных разделов и программ является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой». Однако это несколько неправильный подход.

Экологическое образование – напрямую связано с наукой экологией и ее различными ответвлениями. Поэтому в основе экологического образования должны лежать ведущие идеи экологии, такие как: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда. Естественно эти идеи должны быть адаптированы на дошкольный возраст.

Что понимается под экологическим образованием в целом.

В настоящее время «нет однозначного и приемлемого определения понятия «экологическое образование».

В проекте «Национальной стратегии экологического образования в РФ» от 1990г. дается следующее определение экологического образования. «Под экологическим образованием подразумевается целенаправленный, непрерывный и комплексный процесс обучения и воспитания человека с целью формирования у него экологической культуры, ценностных ориентаций и норм поведения в области культурного природопользования и охраны окружающей среды, а также процесс и результат усвоения систематических ЗУН в области воздействия на окружающую среду, состоянии окружающей среды и последствий изменения окружающей среды».

С.Н. Николаева дает более простое определение: «экологическое образование соединяет в себе изучение природы, ее охрану, взаимодействие человека с природой, среду его обитания».

И.Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды».

Г.А. Ягодин считает, что экологическое образование — это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей.

Наряду с термином «экологическое образование» в литературе (в том числе и дошкольной) активно употребляется термин «экологическая культура ». В одних случаях он применяется как синоним первого выражения, в других формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель экологического образования.

Мы с вами будем рассматривать понятие «Экологическая культура — как способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни. Т.е. второй вариант, экологическая культура как конечная цель, результат ЭО.

Кроме термина «экологическая культура», в программах и пособиях чаще всего используется еще один термин — «экологическое воспитание».

Такая ситуация объясняется тем, что раньше по отношению к дошкольникам применялся термин «дошкольное воспитание», который подразумевал одновременное воспитание и обучение ребенка. Соответственно, в дошкольном воспитании был выделен особый раздел «экологическое воспитание».

Однако в последние годы в дошкольной педагогике появились такие выражения как «дошкольное образование», «образовательное пространство детского сада», «образовательные программы», а сами детские сады были официально переименованы в дошкольные образовательные учреждения. В связи с этим, термин «экологическое воспитание» был заменен термином «экологическое образование дошкольников».

Вы понимаете, что в понятия «воспитание» и «обучение» вкладывается разный смысл. Поэтому важно помнить, несмотря на то, что мы говорим об экологическом образовании дошкольников, для детей дошкольного возраста важнее воспитание, чем обучение. Это нужно помнить не только при составлении конспектов занятий по экологическому образованию, но и в целом во всей работе воспитателя (проводит ли он занятия, ведет ли детей на прогулку, читает ли им книги пр.).

Подводя итог, повторюсь, что термин «экологическое образование» вошел в обиход педагогов дошкольного звена только в последние годы и обычно употребляется как синоним экологического воспитания.

Термин «экологическое образование» включает в себя процессы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

Цели и задачи экологического образования дошкольников

Определившись с понятием «экологическое образование» необходимо рассмотреть цели и задачи, которые должны быть реализованы в процессе его осуществления.

Авторы различных программ и пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического образования дошкольников.

Так, С.Н. Николаева в качестве цели экологического образования предлагает «воспитание начал экологической культуры»,

Н.А. Соломонова считает целью «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни»,

А.В. Королева, под целью ЭО понимает — воспитание ответственного отношения к природе,

Н.Е. Орлихина предлагает другую цель — воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала,

Т.В. Потапова перечисляет целый комплекс целей образования ребенка в области окружающей среды, среди которых указывает

— развитие у ребенка уверенности по отношению к своей среде обитания;

-элементарные знания о различиях между живой и неживой природой и представлениями о роли умственного и физического труда человека в преобразовании живой и неживой природы;

— элементарные навыки неразрушающего общения с дикой природой и творениями ума и рук человека;

— формирование ценностных установок, основ для последующего обучения правам человека и этической ответственности.

Этот комплекс целей больше похож на комплекс задач, поскольку слишком детализирован. Однако в коллективной работе под руководством этого же автора в качестве цели программы указывается — подготовка детей к необходимому для полноценной жизни в XXI веке эколого-осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем.

Для реализации всех этих целей авторами составлены программы по ЭО дошкольников, которые используются в ДОУ для реализации экологического образования.

Почему мы говорим о разнообразии целей ЭО. Говорить об этом очень важно. Ведь воспитателю необходимо из всего многообразия программ выбрать для своей работы одну. Помочь в осуществлении этого выбора, как раз и поможет знание целей программ. Соотнесение целей и задач, которые стоят перед всем дошкольным учреждением, своего видения экологического образования, индивидуальных особенностей детей с указанными авторами целями поможет осуществить правильный выбор программы для работы с детьми.

Итак, мы выяснили, что в качестве целей экологического образования авторы чаще всего понимают формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.

Для достижения цели ЭО нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка.

Рассмотрим эти задачи:

1 — формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника. Эти знания должны быть направлены, прежде всего, на становление осознанно-правильного отношения к природе;

2 — развитие познавательного интереса к миру природы;

3 — формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

4 — воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

5 — формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

6 — формирование первоначальной системы ценностных ориентаций. Сюда включается восприятие себя как части природы, понимание взаимосвязи человека и природы, понимание самоценности и многообразия значений природы, понимание ценности общения с природой;

7 — освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

8 — формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

9 — формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

В зависимости от целей ЭО одни из перечисленных задач являются первостепенными, наиболее значимыми, а другие уходят на второй план. Т.о. для разных программ характерно разное сочетание указанных задач

Содержание ЭО дошкольников

Формулировка цели, задач во многом определяет содержание образования.

Современное экологическое образование как особое направление дошкольной педагогики в нашей стране формируется на основе нескольких составляющих и в значительной степени отличается от такового в других странах.

Давайте рассмотрим эти составляющие:

1. Во-первых, это традиционные для отечественной педагогики в целом (К.Ушинский, В.Сухомлинский, Л.Толстой) подходы, которые базируются на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях. Эти подходы способствовали развитию в ребенке нравственных начал, умения видеть красоту природы, чувствовать и понимать ее, способствовали развитию познавательного интереса. Т.е. данный подход рассматривает природу как универсальный объект для обучения ребенка.

2. Другой составляющей современного экологического образования являются народные традиции. Фольклор, народные праздники, приметы, игры, а также сказки разных народов всегда отражали особенности восприятия природы людьми, их отношение к ней, демонстрировали характер использования природных ресурсов. Дети дошкольного возраста всегда проявляли, проявляют и будут проявлять большой интерес к народным традициям, к играм, сказкам, загадкам. Это делает особо перспективным использование элементов различных культур в целях экологического воспитания.

3. Еще одна составляющая экологического образования дошкольников — мировой опыт. Впрочем, заимствование иностранного опыта преподавания можно отметить не только в дошкольных учреждениях, а также в средней и высшей школе.

Что касается экологического образования в дошкольных учреждениях, то в настоящее время наибольшее распространение в нашей стране получили американские программы и методики, уделяющие большое внимание сенсорным ощущениям ребенка, умению видеть и наблюдать в природе, способности оценить ее разнообразие, привить чувство восхищения и удивления. Наиболее известной является программа «Ощущение чуда», элементы которой используются в работе с детьми дошкольного возраста. Следует отметить, что зарубежные рекомендации не всегда соответствуют российским реалиям, традициям (т.е. не соответствуют первым двум составляющим, о которых мы только что говорили) и должны быть тщательно адаптированы к условиям отечественных дошкольных учреждений.

4. Последняя, не менее значимая, чем предыдущие, составляющая – это содержание современной школьной экологии. Эта составляющая должна обеспечивать преемственность экологического образования между «дошкольным и начальным» звеном. Однако, это не означает что содержание и методы школьного экологического образования должны механически переноситься в дошкольные учреждения.

В начале 90-х годов в отсутствие достаточного количества методической литературы воспитатели дошкольных учреждений иногда пытались переносить содержание школьных учебников (в первую очередь для начальной школы) и даже методику обучения в детский сад. Такой подход привел к потере интереса детей к занятиям и к перегрузке их излишней информацией. Это было связано с несколькими проблемами:

— прежде всего, с тем, что воспитатели не имели должной подготовки и необходимого запаса знаний,

— другая проблема, напрямую связана с первой, и заключается в том, что преподносимая детям информация недостаточно адаптировалась, воспитатели старались строго следовать терминологии которая предлагалась в научной литературе. Такая информация, как вы понимаете, являлась не только недоступной, но и ненужной для дошкольников.

Все составляющие должны быть обязательно учтены при отборе содержания ЭО дошкольников. Однако этого не достаточно.

Информации в области экологии сейчас огромное количество. Поэтому важно четко определиться какую информацию нужно доносить до детей, а какая информация является лишней. Нужную информацию, входящую в содержание ЭО помогает отобрать ряд принципов.

Говоря о принципах отбора содержания ЭО дошкольников нужно помнить, что ЭО дошкольников – это первая ступень ЭО личности, которая затем будет продолжена в школе. Для чего это необходимо? Это необходимо для того, чтобы правильно обозначить принципы отбора содержания. В целом принципы отбора дошкольного и школьного образования в рамках преемственности должны быть согласованы.

Чтобы этого добиться нужно, рассмотреть принципы отбора содержания, разработанные для других уровней образования, а затем адаптировать их, конкретизировать и дополнить новыми принципами, специфическими для дошкольного звена.

При этом важно помнить и о том, что в дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на последующих уровнях образования. Главное они должны быть доступными и привлекательными для дошкольника.

Исходя из этого, можно выделить ряд общепедагогических принципов отбора экологического образования дошкольников, включающий в себя:

— общепедагогические принципы (гуманизма, научности, систематичности и др.),

— принципы, специфические для экологического образования (прогностичности, интеграции, деятельности и др.),

— принципы, свойственные именно экологическому образованию дошкольников.

Рассмотрим эти принципы несколько подробнее.

Научность. Принцип научности предполагает включение в содержание ЭОД основных идей и понятий современной науки. Перечислим эти идеи и понятия.

Идеи. единства живого и неживого в природе; единства человека и природы; многообразия живых организмов и их экологического единства.

Понятия. растения, животные, человек, живой организм, среда, неживая природа и пр.

Т.о. принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний.

В экологическом образовании эта проблема приобретает особое значение. Поскольку в ряде методических разработок можно встретить элементарные экологические, биологические, географические ошибки. Поэтому важно оценивать как разработки, так и наглядные пособия с точки зрения наличия в них ошибок. Неправильная информация приводит к формированию у детей искаженных представлений об окружающем мире, а также нарушает преемственность дошкольного и школьного обучения.

Например, дети часто в книжках, в различных пособиях, на рисунках, по телевизору наблюдают такую картинку: ежик на спине тащит грибы и яблоки. Соответственно 94% дошкольников утверждают, что еж питается яблоками, грибами, орехами, 5% затрудняются с ответом, а правильный ответ дает только 1% детей.

Доступность. Следующим крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает не только определенный уровень изложения материала, но и его эмоциональную окраску.

Согласно данному принципу в программы для дошкольников отбираются знания, доступные освоению ими в соответствии с особенностями и возможностями детской познавательной деятельности.

Так, в младшем дошкольном возрасте дети способны к освоению общих представлений об объектах природы. Они видят лишь некоторые наиболее яркие особенности растений и животных. Поэтому в этом возрасте рекомендуется знакомить детей с теми объектами природы, которые часто встречаются в их ближайшем окружении, а при наблюдении за ними воспитателю необходимо указывать небольшое количество признаков.

Кроме этого малыши только начинают видеть некоторые взаимосвязи природы, поэтому в наблюдениях важно указывать на возникновение частных, локальных связей, например:

Идет дождь – на земле появились лужи

Стало холодно – следует надеть шапку или пальто

Дети средней группы могут освоить конкретные представления об объектах. Поэтому им можно предлагать более расчлененные знания об объекте и указывать на множество его признаков; давать более точные сведения об образе жизни животных и растений и уходе за ними.

Пятилетние дети уже готовы к освоению разнообразных по содержанию связей: морфо-функциональных, временных, причинно-следственных, это так же нужно учитывать при отборе содержания ЭО.

Для детей старшего дошкольного возраста изложение материала может идти уже на уровне обобщенных представлений или предметных понятий.

Например, дети осваивают понятие «рыбы». В этом случае важно обозначить такие моменты, как: «Рыбы – это животные, которые приспособились к жизни в воде, поэтому у них обтекаемая форма тела, тело покрыто чешуей и слизью. Рыбы дышат жабрами, плавают с помощью плавников. Размножаются рыбы, откладывая икру или рождая мальков».

Дети старшего дошкольного возраста осваивают более сложные (общие) связи (причинно-следственные, генетические, пространственно-временные и др.). Это дает возможность говорить сними о более сложных вещах: давать им сведения об экосистемах, об их структуре, о взаимосвязи растений и животных, о роли человека в этом.

Главная проблема молодых воспитателей в реализации этого принципа, это избыток именно научных знаний и сложности в изложении материала на том языке, который доступен детям. С опытом это проходит, но на первых порах нужно внимательно следить за тем соответствует ли подобранный вами материал для занятий возрастным особенностям детей, и за тем как вы это материал детям преподносите.

Например, в одной методической разработке мне встретилась следующая информация, которую предлагалось озвучить детям: «. за один солнечный день 1 га леса поглощает из воздуха около 250 кг углекислого газа, а выделяет 200 кг кислорода». Этим грешат многие разработки. Если вы берете за основу чужую разработку, внимательно прочитайте и проверьте, не содержит ли она такой информации, которая будет детям непонятна и недоступна.

Поэтому мы и говорим о том, что не нужно в общении с детьми употреблять ту терминологию, о которой мы говорили в начале. Из этого вытекает следующий принцип.

Гуманистичность. Этот принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Т.о. содержание ЭО должно способствовать формированию у ребенка представлений о человеке как части природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете.

Прогностичность. Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — дети учатся прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов).

В дошкольном образовании в силу возрастных особенностей ребенка принцип прогностичности ограничивается воспитанием у детей привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, а так же сдерживать свои желания, если они могут нанести вред природе.

Не нужно воспитывать у ребенка «чувство ответственности за состояние всей планеты» (или окружающей среды, как это нередко предлагается!). Достаточно того, что ребенок будет заботиться о морской свинке, кормить птиц и выращивать растения.

Деятельностность. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. В процессе такой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок — окружающая среда».

Одно дело — провести беседу о правилах поведения, и совсем другое — создать условия, в которых ребенок смог бы реализовать эти правила на практике. Принцип деятельностности лежит в основе различных экологических проектов, участие в которых могут принимать дети среднего и старшего дошкольного возраста.

Традиционно этот принцип реализуется в процессе ухода за комнатными растениями, животными, работе на участке. Однако с позиции ЭО необходимо расширить рамки такой деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми (особенно родителями) или детьми более старшего возраста в различных природоохранных акциях, оценке состояния своего дома, двора, территории детского сада, группы (например, какие растения растут вокруг нас, достаточно ли их, как дома используется вода и т.д.). Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично.

Целостность. Этот принцип отражает целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода (в отличие от поурочных занятий в школе с преобладанием однопредметного подхода).

Экологическое содержание могут иметь абсолютно любые занятия в ДОУ – и занятия по математике, и по развитию речи, лепка, аппликация и прочее. В этом заключается огромное преимущество ЭО, возможность интеграции его с любым другим видом образовательной деятельности в ДОУ.

Данный принцип наиболее полно реализуется в программе «Наш дом — природа» которая предполагает вначале введение ребенка в целостный мир природы и только затем — рассмотрение ее отдельных компонентов (воды, воздуха, почвы и т.п.).

Конструктивизм. Данный принцип особо важен при отборе содержания экологического образования именно дошкольников. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация (приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации).

При этом, крайне важно подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно из ближайшего окружения.

В настоящее время специальная литература, конспекты занятий по экологии нередко содержат негативную информацию.

Распространено представление о том, что чем страшнее и эмоциональнее (со знаком минус) будет подана информация для ребенка, тем эффективнее окажется результат.

Уже в пятилетнем возрасте детям рассказывают о кислотных дождях, которые «отравили землю» («страшный дождик, опасный и ядовитый», после которого «. пожелтели листья, пожухла трава, а на помидорах и огурцах появились черные пятна»), рассказывают об «отравленном воздухе», «воде, которую невозможно пить».

Особенно такой негативизм характерен при рассмотрении темы об исчезнувших, редких животных, растениях, которые «умирают, погибают» и которых человек должен спасти.

Однако при этом ребенку не дается информация о том, как именно можно это сделать, как люди могут спасти «умирающую землю» и т.д.

Этот подход является абсолютно неправильным.

Яркий пример — плакат в защиту природы, выполненный воспитателями для выставки в одном из дошкольных учреждений: на одной половине листа бумаги на разноцветном фоне нарисована половина улыбающегося лица ребенка, на другой половине, закрашенной в черный цвет, к лицу ребенка в качестве продолжения дорисован череп. Вряд ли такой агитационный материал окажет положительное воздействие на детей, скорее, он их испугает, вызовет неприятие экологических проблем.

Задачи же экологического образования должны быть совершенно другими, а слово «экология» — вызывать у детей положительные эмоции, интерес, желание действовать, сохранять среду обитания, красоту окружающего мира.

Изобилие отрицательных фактов, изложенных к тому же в крайне эмоциональной окраске, производит на ребенка сильное отрицательное впечатление и может привести к развитию неврозов, появлению страхов и т.п. Так, по рассказам педагогов, один мальчик, прослушав, как убивают бельков, в течение нескольких дней находился в подавленном состоянии и даже плакал. Главное, из-за чего он переживал, — невозможность хоть как-то повлиять на ситуацию.

Несмотря на свою важность, данный принцип, к сожалению, не всегда реализуется на практике.

Регионализм. В работе с дошкольниками предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобализма. Согласно этого принципа, для целей экологического образования должны быть подобраны объекты и явления, которые доступны для понимания ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности.

Иногда воспитатели в содержание занятий включают информацию о кислотных дождях, уменьшении озонового слоя и т.п. Изучение подобных глобальных проблем на занятиях представляется нецелесообразным. Почему?

Потому что все понятия, связанные с глобальными проблемами, остаются для ребенка абстракцией и воспринимаются детьми с трудом. С глобальными проблемами должны быть знакомы сами педагоги и родители, детей же нужно знакомить с помещением дошкольного учреждения и его территорией, с его собственной квартирой, дачей, ближайшим парком, сквером, лесом или рекой. И в ходе этого знакомства озвучивать различные экологические проблемы рассматриваемого объекта.

Так же представляется нецелесообразным и знакомство дошкольников с такими темами, как экологическая обстановка всего региона («Экология воды или воздуха… области»).

Принцип регионализма проявляется и в отборе для изучения объектов живой и неживой природы. Рекомендуется подбирать объекты для изучения характерные прежде всего для своего края, региона или области.

Это очень важный момент, так как результаты проведенных исследований (Рыжова) показывают, что многие дошкольники лучше знают представителей животного, растительного мира тропических лесов, чем обитающих рядом с ними.

Системность. Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом. В экологическом образовании дошкольников данный принцип реализуется в ходе формирования системы знаний и организации системы различных видов детской деятельности. При этом важно обращать внимание на последовательность усвоения знаний. Каждое вновь формирующееся представление или понятие должно вытекать из предыдущего.

К сожалению, в большинстве дошкольных учреждений работа по экологическому образованию проводится нерегулярно, а деятельность детей не систематизирована.

Преемственность. Принцип преемственности предполагает, что дошкольное образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования. Необходимо соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы, дошкольных учреждений и педагогических колледжей, вузов, готовящих будущих специалистов, а также и внутри детского сада, внутри группы, так как реализация целей экологического образования начинается с младшей группы и продолжается до подготовительной.

Согласно рассмотренным принципам содержание экологического образования должно включать в себя следующие направления экологии:

— первое направление это биоэкология (классическая экология), это направление предполагает включение знаний о живом организме, о связях между организмом и средой, организмом и экосистемой и т.п.

— следующее направление экологии, которое должно найти отражение в содержании ЭОД это социальная экология (в том числе и экология человека) Включение в содержание ряда проблем социальной экологии способствует осознанию ребенком своего места в окружающем мире, выработке навыков экологически грамотного поведения.

Включение социального направления дает возможность детям познакомится с тем, как экологически грамотно вести себя не только в лесу, но и в своем городе, поселке, в доме. В настоящее время вопросам экологической безопасности в образовательных программах для дошкольников уделяется недостаточно внимания, в то время как другие вопросы безопасности, например, правила поведения на автодорогах, активно изучаются. Дошкольник должен знать, что играть возле дороги нельзя не только из-за возможного наезда автомобиля, но и из-за опасности дышать выхлопными газами, что гулять возле свалки вредно для здоровья, что не во всех водоемах можно купаться, и т.п.

— последнее направление прикладная экология (охрана природы) предполагает включение информации об охране редких растений и животных, о Красной книге, о заповедниках. При этом не нужно предлагать детям запомнить довольно большое количество названий живых организмов, которых они никогда не видели и, вполне вероятно, не увидят в дальнейшем.

При рассмотрении вопросов охраны природы акцент следует делать не на знакомстве с отдельными видами редких животных и растений, а на ознакомлении детей с причинами их исчезновения. Так же важно уделять внимание формированию у детей навыков поведения, которые необходимы для сохранения всех объектов природы (в том числе и живой). В вопросах приобщения детей к природоохранным мероприятиям большую роль играет и формирование у них эмоционального отношения к рассматриваемым природным объектам ближайшего окружения.