Нравственно-эстетическое воспитание детей обобщение опыта

Автор: | 22.05.2016

Статья по музыке (подготовительная группа) по теме:
Обобщение опыта «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с классической музыкой».

Нравственно-эстетическое воспитание детей обобщение опыта«Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с классической музыкой».

« Музыка одна может перенести

трепет одной души в другую».

I. Развитие эмоциональной отзывчивости на классическую музыку, привитие интереса и любви к ней.

2. Поднять общую музыкальность. Посредством слушания музыки у детей развиваются, обогащаются слуховые восприятия, повышается культура слушания.

3.Привить детям вкус к хорошей музыке. Важно с малых лет создать для ребёнка благоприятную музыкальную среду.

4. Познакомить детей с основными элементами музыки: мелодией, ладом и т.д.

Моя задача — научить детей воспринимать прекрасное в окружающей жизни и искусстве. Свою работу в детском саду я начала с создания атмосферы прекрасного. Постоянно совершенствую интерьер зала, который способствует познавательному, эстетическому развитию детей, вызывает положительные эмоции. Периодически меняю выставочные экспозиции к предстоящим праздникам. Обновление — неиссякаемый источник детского интереса. Входя в зал, дети не могут удержаться от восклицания: «Как красиво!»

В групповых музыкальных уголках имеют фонотеки с записью классической музыки, портреты композиторов, музыкальные инструменты, музыкально дидактические игры — все это даёт возможность детям закреплять в группах полученные на занятиях знания. Письменные консультации для родителей периодически обновляются.

Я использую музыку зарубежных, русских и советских композиторов на праздниках и развлечениях, в драматизациях музыкальных сказок, на музыкальных занятиях практически во всех видах деятельности.

Отрывки музыкальных произведений классиков я использую в работе над музыкально- ритмическими движениями. Классическая музыка очень яркая, самобытная, выразительная и даёт большой простор для фантазии.

Я использую её для развития танцевальных игр- импровизаций с детьми, а также при разучивании танцев:

— танец снежинок «Вальс» Грибоедова или « Святки» Чайковского
-танец гномов «Музыкальный момент» Шуберта, « Шествие

гномов» Э.Грига -танец подснежников «Мелодия» Рубиншейна

— ганец гусаров и дам «Вальс» Чайковского

-танец 5 минут «Шутка» Баха -вальс с цветами «Вальс» Штрауса

В своей работе использую программу Радыновой « Музыкальные шедевры». Разделение музыкальных произведений по темам: «Сказка в музыке», «Природа и музыка», « Музыка о животных и птицах», «Настроения и чувства в музыке» помогают интересней проводить занятия, лучше усваивать музыкальные произведения.

Я практикую слушание классической музыки, начиная с ясельного возраста, ненавязчиво, как с установкой на её восприятие, так и без установки( как фон) и дети не умеющие говорить, эмоционально откликаются на характер музыки. Классическая музыка- очень сильный способ воздействия на ребёнка и если построить занятия увлекательно и ярко, дети заинтересуются этой прекрасной музыкой, к которой у них есть предрасположенность и вкус.

Произведения предлагаю небольшие, яркие, не очень быстрые по темпу, зная, что объем детского внимания невелик. Громкое звучание возбуждает детей, а быстрый темп затрудняет восприятие мелодии. Па слушание надо настроиться. Я сама слушаю внимательно, с интересом, дети видят мой настрой, тоже включаются в процесс, меньше отвлекаются. Иногда, во время слушания музыки, зажигаю свечи. Создаётся особая атмосфера, общения детей с музыкой. Здесь слова не нужны. Но такие занятия должны быть редкими, потому что могут обесцениться, стать обыденными.

На занятиях по слушанию музыки предлагаю детям послушать «живой звук» на фортепиано, аккордеоне и конечно записи из нашей фонотеки. Дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому необходимо создавать максимально благоприятные условия для их развития. Я стараюсь найти в музыкальном произведении нравственную сердцевину и донести до детей. Убеждена, что маленькому слушателю нужно раскрыть музыку во всем её многообразии и сложности, но облекать её серьёзное содержание в доступную форму. Не надо чересчур оберегать детей от сильных переживаний. Ребенку нужна вся гамма чувств- это путь к развитию человечности.

Для лучшего восприятия классической музыки я использую стихотворения и иллюстрации к музыкальным произведениям, а также музыкально — дидактические игры: «Солнышко и дождик», «На чём играю?», «Музыкальные инструменты», « Какого цвета музыка?», « Весело и грустно» «Море», «Три чуда», « День и ночь», « Отгадай время года», « Отгадай жанр», «Музыкальные загадки», «Назови композитора», «Музыкальная палитра», «Музыкальный светофор» и др.

Я систематически провожу обучение детей навыкам элементарного музицирования на детских музыкальных инструментах. Знакомлю детей с инструментами симфонического оркестра по группам: ударные, клавишные, смычковые, щипковые, духовые. В старшей группе мы слушали стеклянные, деревянные, металлические звуки и знакомились с инструментами подходящими по звучанию к этим группам.

Дети обычно сами интуитивно выбирают подходящие инструменты к данному произведению. Я выступаю в роли дирижёра. Импровизации под

фонограмму помогают детям лучше запоминать название произведения и композитора.

В своей работе при знакомстве детей с жизнью и произведениями композиторов особое внимание учу детей тщательно вслушиваться в каждую музыкальную фразу, улавливать смену настроения, динамические и темповые изменения. Знакомлю детей со структурой музыкального произведения

( песня состоит из вступления, куплета, припева, проигрыша). Учу детей различать инструментальную и оркестровую, органную и вокальную музыку. Дети знают такие понятия как: оркестр, балет, опера, гимн, композитор, музыкант, солист, певец, хор, а также элементарную музыкальную грамоту.

Широко использую классическую музыку для развития детского музыкального творчества. Предлагаю детям прослушать музыку (не называя композитора и названия пьесы), поделиться своими впечатлениями, пофантазировать. Затем в зависимости от ответа ребёнка, предлагаю ему исполнить этюд импровизацию или нарисовать рисунок ( то что он представил). Ведь дети рисуют себя, свое настроение и восприятие. Это не только обогащает и развивает музыкальный слух и память детей, но и помогает творческому самовыражению каждого ребёнка, воспитаний эстетического вкуса, повышения их активности и нравственного становления.

К сожалению, у нас в городе нет театра, где дети могли бы послушать «живую музыку». Дорогими и желанными гостями бывают у нас учащиеся со школы Искусств с концертами и приезжают артисты Калининградской филармонии с музыкальными сказками. Так наши дети впервые увидели и услышали настоящую арфу, которая сопровождала любимую сказку «Золушка». А так же познакомились со звучанием флейты и скрипки в сказке «Новые приключения Буратино». У детей остались яркие воспоминания от такого общения с миром музыки.

Обучая на образцах прекрасного, мы взрослые, несомненно, вмешиваемся в сложный процесс становления личности ребёнка. Эстетическое воспитание вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, диктует определенные нормы поведения и взаимоотношений.

Провела занятия « Детские песни Шаинского», « Музыка

П.И. Чайковского», «Путешествие в страну музыки», «Встреча с музыкой». «Кабалевскому-100лет», «Мы любим музыку» и др.

В конце года провожу «Музыкальные конкурсы» по подгруппам или между двумя группами, в которых дети показывают свои знания полученные за год.

Приобщая детей к классической музыке во всех видах деятельности, я не ставлю себе задачу вырастить вундеркиндов или музыкантов. Я хочу заложить частицу, доброго, светлого и чистого в сердца детей. В своей работе я стараюсь вызвать в ребенке отклик его сердца на добро и зло окружающего мира, научить детей слушать и смотреть на мир не только ушами и глазами, но и сердцем.

Музыку называют временным искусством. Но вопреки этому я верю, что она сможет затронуть струны детской души и сделать наших детей добрее. Именно от того, какими были первые музыкальные впечатления, во многом зависит мировосприятие человека в целом.

Классическая музыка играет важную роль в моей работе по музыкальному воспитанию детей. Музыкально-развитые дети проявляют большие способности и к другим предметам. Таким образом, музыкальное воспитание решает не только узкоэстетическую задачу, оно стимулирует интеллектуальное развитие ребёнка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через традиции, обычаи и культуру татарского народа

ГЛАВА I. Теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре. Сущность понятий «культура» (народная, этническая, национальная), субкультура, детская субкультура.

Духовно — нравственное воспитание детей дошкольного возраста через общение с природой.

Работая над проблемой развития воспитательного воздействия природы на ребенка, раскрытию его духовного мира, мы пришли к выводу, что эффективность этой работы напрямую зависит от оптимизации методов и.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Воспитание любви дошкольников к малой Родине – это первый этап в воспитании патриотизма. Для наших детей это город Старый Оскол. Почти все наши воспитанники родились в нашем городе. Знакомство д.

«Самоанализ педагога по взаимодействию с родителями в развитии патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством знакомства с историей малой Родины»

Презентация для педагогов.

ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности детей; способствуют общему развитию, проявлению любознательности, усвоению новой информации и н.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с образцами русского народного декоративно-прикладного творчества

знакомство детей с народным декоративно-прикладным творчеством.

Статья о нравственно-патриотическом воспитании детей как одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей.