Н. г комратова л. ф грибова патриотическое воспитание детей 6-7 лет

Автор: | 22.05.2016

Н. г комратова л. ф грибова патриотическое воспитание детей 6-7 летСтатья по материалам VII областного научно-практического семинара «Рухи мирас» (Духовное наследие)
«Роль образовательного учреждения в развитии поликультурной среды регионального образования»
январь 2011г.

ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ДУХОВНОМУ НАСЛЕДИЮ РОДНОГО КРАЯ


Скобелева Наталья Александровна, заведующий
Зуева Татьяна Владимировна, воспитатель

МДОУ центр развития ребенка – детский сад № 394 «Парус»

В современном российском обществе задачу духовного воспитания, воспитания гражданственности личности нельзя недооценивать.
Процесс гражданского становления личности ребенка, как носителя гуманистических ценностных ориентаций, обладающего высокой духовно-нравственной культурой, будущего патриота своей Родины изложен в Концепции гражданского образования в Нижегородской области на 2009 – 2013 гг.
Гражданственность – это высшая ступень развития нравственного сознания личности, выражение чувства любви к Отечеству [4].
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.
По мнению академика Д.С. Лихачева, воспитание основ гражданственности «начинается с малого – с любви к своей семье, своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем — ко всему человечеству» [2].
По мнению авторов программы «Моя малая Родина» [3], важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Патриотизм, по определению С.И. Ожегова, — «… преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу» [8]. В последнее время появился термин «новый патриотизм», включающий чувство ответственности перед обществом и глубокой духовной привязанности к семье, дому, малой Родине, природе, толерантное отношение к людям.
Это значит присваивать, делать своим то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями; научиться правильно распоряжаться, владеть, сохранять и приумножать, переводя данное наследие в сокровище своего внутреннего мира, своей личности.
В нашем дошкольном учреждении работа по гражданскому воспитанию направлена на формирование основ моральных ценностей и норм поведения и развитие нравственно-патриотических качеств личности
Содержательная и технологическая часть системы ознакомления детей с родным краем основывалась на научных подходах отечественных ученых.
В.И. Логинова подчеркивает мысль Л.С. Выготского о том, что в освоении мира для дошкольника наиболее доступным является предмет, он выступает как цель и результат деятельности человека, как своеобразный носитель культуры. И, следовательно, по теории Л.С. Выготского, предмет можно рассматривать в качестве своеобразного передатчика культуры, а овладение предметом, как овладение человеческой культурой [2]. В этом контексте ребенком могут быть освоены объекты культурного наследия, произведения искусства: скульптуры и живописи, прикладного искусства, народных промыслов и архитектуры. Знакомя детей с историческим прошлым родного края, особый акцент делается на культурном облике родного города, он демонстрируется как результат огромной созидательной деятельности всех предшествующих поколений.
Н.Н. Поддъяковым сформулировал принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития [2], реализуя который важно установить равновесие между процессами развития, обусловленными действиями взрослого и процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью ребенка.
При отборе содержания обучения важен диалектический подход [2], способствующий формированию обобщенного понимания дошкольниками того, что любой предмет и явление имеют прошлое, настоящее и будущее, движение, изменение и развитие. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи.
Культурологический подход позволяет подчеркнуть особенности развития родного края на основе взаимосвязи и взаимовлияния естественных (природных) факторов и искусственных (культуры). В связи с этим, формирование основ гражданственности осуществлялось посредством приобщения детей к культурно-историческим ценностям нашей Родины
Таким образом, одна из функций ДОУ в решении проблемы гражданского воспитания — служить своеобразным «педагогическим фильтром», для подбора наиболее ценной для усвоения детьми информации, быть хранителем культуры. С другой стороны ДОУ должно владеть способами трансляции «правильных» культурных образцов, обеспечивая их усвоение воспитанниками.
Такое понимание роли дошкольного учреждения влияет на создание предметно-развивающей среды и на отборе содержания и методов работы с детьми. Гражданское, патриотическое воспитание немыслимо без теплой, уютной атмосферы, наполненной радостью, улыбками, добрыми друзьями и весёлыми играми. Так у ребенка возникает и формируется чувство привязанности, причастности к родной семье, детскому саду, родной улице, — необходимого фундамента, на котором «вырастает» более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Гражданское воспитание в нашем ДОУ осуществляется по программам дошкольного образования федерального [2] и регионального уровней [4,6] с применением сюжетно-игровых технологий, через организацию совместной с взрослым и самостоятельной деятельности детей, различных форм образовательной работы (занятия, кружок по краеведению «Родничок», музейная педагогика).
В предметно-развивающей среде групповой комнаты появился Центр гражданско-патриотического воспитания, где дети ежедневно в условиях свободного доступа могли получать различные сведения о родном крае, городе, стране. В Центре сосредоточены: фотоальбомы «Хорошо у нас в саду», «Нижний Новгород», «Дружная семья», широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами достопримечательностей природы и истории родного края, произведения устного народного творчества, символы российского государства и родного города.
Содержание педагогической работы в плане приобщения детей к духовному наследию родного края распределено по трем тематическим блокам: «Я и моя семья», «Мы – нижегородцы», «Мы – россияне».
Работа по первому блоку включает формирование представлений детей о развитии человека в онтогенезе, о семье и семейных взаимоотношениях; воспитание нравственных качеств: бережного и заботливого отношения, уважения и любви к членам семьи, ближайшим родственникам.
В рамках второго блока осуществляется ознакомление детей с достопримечательностями Нижнего Новгорода и Нижегородской области, промыслами, промышленным производством, знаменитыми людьми, прославившими край. Самобытность и вариативность предметов народной истории и культуры, взаимосвязь прошлого с настоящим и формирование «взгляда в будущее» родного края формируют стойкий познавательный интерес, развивают нравственные чувства воспитанников.
Содержание третьего тематического блока «Мы – россияне» включает сведения о территории России, о своеобразии ее культуры и истории, о столице, городах нашей страны, предусматривает знакомство с символикой государства и знаменитыми россиянами. Итогом «погружения» детей в данное содержание являются четкие и конкретные представления о России, как многонациональной стране с разнообразными культурами, высокий уровень развитости основных гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины [1].
Воспитание основ гражданственности немыслимо без сотрудничества с семьей. При этом особенно важна личная гражданская позиция родителей, их духовно-нравственное отношение к семье, родному краю и непосредственное ее проявление в реальных поступках [1, 7].
На укрепление данной позиции, сближение детей и родителей оказали существенное влияние следующие формы взаимодействия с семьей:
1) открытые мероприятия: праздники: «День народного единства», «День Победы»;
2) проекты: «Моя семья», «Знатоки родного города» и др.;
3) экскурсии по родному городу;
4) экскурсии по мини-музею;
5) художественная мастерская (обучение определенному рукоделию или промыслу).

Мы убедились в рациональности применяемого нами подхода по воспитанию у детей гражданских качеств, в достижимости поставленных задач при условии четкой организации работы всего педагогического коллектива и родителей, подтверждением чему служат позитивные изменения в поведении детей, в их отношении к окружающему миру. Сформированность у дошкольников духовно-нравственного отношения к родному краю закладывает прочный фундамент будущей личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Актуальность и необходимость данной работы подчеркивается федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [8], нацеливающими ДОУ на самостоятельное определения части образовательной программы, отражающей региональный компонент.
Литература:
1. Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа) – М. «Издательство Скрипторий 2003», 2010, 96 с.
2. Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской ародной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 1998. – 304 с.
3. Комратова Н.Г. Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6 – 7 лет: Методическое пособие. – М. ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
4. Комратова Н.Г. Грибова Л.Ф. Моя малая Родина: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород, 2005. – 220 с.
5. Концепция гражданского образования в Нижегородской области на 2009 – 2013 гг.
6. Костина Э.П. Образовательная программа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста «Мой родной дом». – Нижний Новгород, 2000 г.
7. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М. ТЦ Сфера, 2009. – 96с.
8. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655
9. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М. АЗЪ, 1996. – 928 с.