Методика захарова на выявление детских страхов

Автор: | 22.05.2016

Методика 1 «Страхи в домиках».;

Методика захарова на выявление детских страховБаза и методы исследования

Цель: изучение психологических особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.

1. Изучить теоретический материал по проблеме исследования страха у детей старшего дошкольного возраста.

3. Подобрать диагностический инструментарий по проблеме исследования детских страхов.

В нашем исследовании на основе поставленных задач мы подобрали ряд психодиагностических методик, в частности методику выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», методику выявления страхов у детей с помощью специального теста тревожности Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена, а так же опросник с целью оценки страхов у ребенка родителями, педагогом или психологом А. И. Захарова.

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.
Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома: черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься. ».
Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» — «нет» или «боюсь» — «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.
Инструкция для ребенка: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном — не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам».

1. когда остаешься один;

3. заболеть, заразиться;

5. того, что умрут твои родители;

6. каких-то детей;

7. каких-то людей;

8. мамы или папы;

9. того, что они тебя накажут;

10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, чудовища;

11. перед тем как заснуть;

12. страшных снов (каких именно);

14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17. когда очень высоко (страх высоты);

18. когда очень глубоко (страх глубины);

19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

24. больших улиц, площадей;

25. врачей (кроме зубных);

26. крови (когда идет кровь);

28. боли (когда больно);

29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);

30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо — у дошкольников);

31. опоздать в сад (школу).
Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:

· медицинские страхи — боль, уколы, врачи, болезни;

· страхи, связанные с причинением физического ущерба — транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;

· страх смерти (своей);

· страхи сказочных персонажей;

· страх темноты и кошмарных снов;

· социально-опосредованные страхи — людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;

· пространственные страхи — высоты, глубины, замкнутых пространств.

Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка — это показатель преневротического состояния.
Так, присущие детям средней группы (4-5 лет), наиболее выраженные страхи (Приложение 1).

Для детей подготовительной группы (5-7 лет) характерны такие страхи (Приложение 2).

Возрастные особенности появления страхов.
Младший дошкольный возраст: боязнь сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков, одиночества, темноты, замкнутого пространства.

Старший дошкольный возраст: страх смерти, смерти родителей, страх животных, сказочных персонажей, глубины, страшных снов, огня, пожара, нападения, страх войны.

Младший школьный возраст: страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, страх несчастья (магические представления).
Подростковый возраст: страх смерти родителей, страх войны.

Возрастные нормы (по А.И. Захарову) — среднее число страхов:

· в дошкольном возрасте: — у девочек =10,3; у мальчиков — 8,2;

· в школьном возрасте: — у мальчиков = 6,9; у девочек = 9,2.

Среднее число страхов у детей: по полу и возрасту (Приложение 3).

Методика 2. Выявление страхов у детей с помощью специального теста тревожности.

Авторы: Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.[25].

Назначение теста: определение уровня тревожности ребенка.

Описание теста: экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8,5*11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.

Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».

2. Ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) одевается».

5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) играет со старшими детьми».

6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) идёт спать».

7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) в ванной».

8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) убирает игрушки».

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

13. Ребёнок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) со своими мамой и папой».

14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) ест».

Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребёнком соответствующего лица и высказывания каждого ребёнка можно зафиксировать в специальном протоколе (Приложение 4).

Анализ результатов теста.

Количественный анализ: на основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%.

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

· высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

· средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

· низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ: каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают Рисунки №4 («Одевание»), №6 («Укладывание спать в одиночестве»), №14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать наивысшим индексом тревожности ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунках №2 («Ребенок и мать с младенцем»), №7 («Умывание»), №9 («Игнорирование») и №11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним индексом тревожности ИТ.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

Методика 3 «Опросник А. И. Захарова».

Описание: данный опросник может быть использован с целью оценки страхов у ребенка родителями, педагогом или психологом.

Инструкция: оцените степень выраженности каждого из страхов в поведении или состоянии ребенка в соответствии со шкалой:

· интенсивное – 2 балла;

· встречается периодически – 1 балл;

· отсутствует – 0 баллов.

1. Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу.

2. Чуть, что в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться.

3. Капризничает ни с того, ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.

4. Более чем часто обижается, «дуется», не переносит никаких замечаний.

5. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.

6. Все больше грустит и печалится без видимой причины.

7. Как и впервые годы снова сосет соску, палец, все вертит в руках.

8. Во время тихого часа (ночного сна) долго не засыпает без присутствия рядом воспитателя (родителя), беспокойно спит, просыпается, не может сразу прийти в себя после сна.

9. Становится повышенно возбужденным, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.

10. Появляется выраженные страхи, опасения, боязливость любых новых, неизвестных или ответственных ситуаций.

11. Нарастает неуверенность в себе, нерешимость в действиях и поступках.

12. Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время.

13. Все труднее найти с ним общий язык, договориться, становится сам не свой, без конца меняет решение или уходит в себя.

14. Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром, нередко бледнеет, краснеет, потеет, беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи.

15. Снижается аппетит, часто подолгу болеет, повышается без причины температура, часто пропускает детский сад.

Количественный анализ – подсчет общего количества баллов, оценка уровня невротизации:

· если набрано от 20 до 30 баллов, то наличие невроза у ребенка достоверно;

· если набрано от 15 до 20 баллов, то нервное расстройство было или будет в ближайшее время;

· если набрано от 10 до 15 баллов, то нервное расстройство не обязательно достигающее стадии заболевания;

· если набрано от 5 до 10 баллов, то необходимо более внимательно относиться к нервной системе ребенка;

· если набрано до 5 баллов, то отклонения несущественны или являются выражением возрастных преходящих особенностей ребенка.

Качественный анализ – интерпретируется полученный показатель. Можно проанализировать группы симптомов:

· соматовегетативные: 12, 14, 15;

· эмоциональные трудности (сензитивность, лабильность, страхи, снижение настроения): 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10;

· самооценочные проблемы: 11, 13.

Эмоциональное развитие ребенка — это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают: дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы.

Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье и детском саду и целый ряд других факторов — вот причины появления у современных дошкольников невротических отклонений. Предупредить их формирование можно, прежде всего, необходимо своевременно диагностировать отклонения в поведении ребенка, его склонность к беспокойству и страхам, отсутствие адекватной психологической защиты, неблагоприятно сказывающихся на самочувствии ребенка, создающих определенные трудности в его жизни.

Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой — положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.

Страхи неизбежно сопровождают развитие ребенка и появление различных эмоциональных нарушений, психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве.

Профилактика страхов состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Ребенок должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно. Существующие способы снижения и контроля страха основываются, прежде всего, на теории научения.

Коррекция страхов осуществляется посредством игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, куклотерапии, улучшения детско-родительских отношений.

Рисование используют в коррекционных целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Важность активной коррекционной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности ребёнка.

1. Гарбузов, В. И. Нервные дети: Советы врача [Текст] / В. И. Гарбузов. – СПб. Медицина, 1990. – 176 с.

2.Гусева, Л.М. Эмоциональное благополучие в развитии личности ребенка [Текст] / Л. М. Гусева. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я.Яковлева, 1997. – 64 с.

3. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст] / А. Д. Андреева [и др.]; под общей ред. И. В. Дубровиной. – М. Академия, 1998. – 160 с.

4. Дьяченко, О. М. Психическое развитие дошкольников [Текст] / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. – М. Педагогика, 1984. – 128 с.

5. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст] / А.И. Захаров. – СПб: Изд-во Союз, 2005. – 448 с.

6. Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страхов [Текст] / А.И. Захаров. – СПб. Гиппократ, 2007. – 128 с.

7. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка [Текст] / А.И. Захаров. – М. Просвещение, 2006. – 115с.

8. Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей [Текст] / А.И. Захаров. – М. Педагогика, 2006. – 109 с.

9.Изард, К.Э. Эмоции человека [Текст] / К.Э. Изард. – М. Директ-Медиа, 2008. — 954 с.

10.Климанова, Ю.Л. Нарисуй свой страх: Детские страхи [Текст] / Ю.Л. Климанова. // Семья и школа. – 2005. — № 9. – С.22-24.

11.Коломинский, Я. Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника [Текст] / Я. Л. Коломинский. – Минск. Университет, — 1997. – 327с.

12. Костина, Л.М. Коррекция тревожности методом интегративной игровой терапии [Текст] / Л. Костина // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 10. – С. 54 – 61.

13. Котова, Е. О. О профилактике детской тревожности [Текст] / Е. О. Котова // Ребёнок в детском саду. – 2003. — №5. – С. 34-38.

14. Кулинцова, И. Прогоним детские страхи [Текст] / И.Кулинцова // Дошкольное воспитание. – 2007. — №4. – С. 24-31.

15. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике [Текст] / сост. А.М. Поваляева. – Ростов н\Д: Феникс, 2006. – 349 с.

16.Николаева, Н. Коррекционная работа по преодолению детских страхов в консультативной практике [Текст] / Н. Николаева // Школьный психолог. – 2007. — №7. – С. 10-12.

17.Овчарова, Р.В. Практическая психология [Текст] / — М. ТЦ Сфера, 2006. — 337 с.

18. Осипова, А. А. Общая психокоррекция [Текст] / учебное пособие / А. А. Осипова. – М. ТЦ Сфера, 2007. – 512 с.

19. Островская, Л. Детские страхи [Текст] / Л. Островская // Дошкольное воспитание. – 1987. — №10. – С.77-82.

20. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры [Текст] / М. А. Панфилова. – М. Гном-пресс. – 2002. – 160 с.

21. Популярная психология [Текст]. Учеб. пособие для студ. пед. институтов / Сост. В.В. Мираненко. – М. Просвещение, 2007. – 399 с.

22. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительной деятельностью[Текст] / сост. М.В. Водинская, М.С. Шапиро. – М. Теревинф, 2006. – 48 с.

23. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] / Е.И. Рогов. – М. Просвещение, 2005. – 248 с.

24. Спиваковская, А. С. Профилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция [Текст] / А. С. Спиваковская. – М. Изд-во МГУ, 1988. – 200 с.

25. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М. Академия, 1997. – 332 с.

26. Фельдштейн, Д.И. Психологические проблемы взаимодействия взрослых и детей [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Мир психологии. — М. 1996. — № 1. — С.5 — 8.

27. Фрейд, З. Психология бессознательного [Текст] / З. Фрейд. — М. 1989. – 296 с.

28. Хомская, Е.Д. Нейропсихология [Текст] / Е.Д. Хомская. — М. Изд-во Моск. гос. ун-та, 2005. — 288 с.

29.Широкова, Г. А. Справочник дошкольного психолога [Текст]. справочное издание / Г. А. Широкова. – 2-е изд. – Ростов н/Д. Феникс, 2004. – 384 с.

30. Эберлейн, Г. Страхи здоровых детей [Текст] / Г.Эберлейн. – М. Знание, 2006. – 192 с.

31. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии [Текст] / В.В. Юрчук. – М. Элайда, 2000. – 704 с.