И. а иванова физическое воспитание детей

Автор: | 22.05.2016

Иванов Р.А. Адаптивное физическое воспитание детей с множественными нарушениями

И. а иванова физическое воспитание детейВ Центре лечебной педагогики г. Пскова обучается 48 детей в возрасте от 6 до 18 лет. Дети имеют тяжелые и множественные нарушения в развитии. Согласно данным отечественных и зарубежных исследований, данный вид нарушения является специфически-целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития. Тяжелое и множественное нарушение возникает вследствие органического поражения ЦНС в результате недоразвития или повреждения головного мозга преимущественно на раннем этапе развития. Поражение ЦНС при тяжелом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера. Основным в клинической картине детей с тяжелыми и множественными нарушениями, посещающими Центр лечебной педагогики, является умственная отсталость. Кроме того, в разных сочетаниях выявляются: двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени тяжести); тяжелые нарушения речи (несформированность языковых средств); нарушения функций анализаторных систем (зрение, слух, тактильная чувствительность); повышенная судорожная готовность (эписиндром); расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушение регуляции поведения); аутистические расстройства. В Центре лечебной педагогики проводится систематическая и целостная работа с детьми по предметно-практической деятельности (восприятие предметов, действия с предметами и т.д.); элементам художественного творчества (лепка, рисование); ведению домашнего хозяйства (уход за вещами); трудовой допрофессиональной деятельности (растениеводство, керамика, полиграфия) и др. Неотъемлемую часть учебного процесса в Центре лечебной педагогики составляет адаптивное физическое воспитание ребенка с сочетанными нарушениями в развитии. Адаптивное физическое воспитание в ЦЛП направлено на развитие двигательных навыков ребенка, развитие интереса к различным видам двигательной активности, развитию целостной и гармонично развивающейся личности ребенка с нарушениями. Целью адаптивной физической культуры в Центре лечебной педагогики является самореализация и интеграция детей и подростков средствами активной физической деятельности. Работа по адаптивной физической культуре в ЦЛП включает в себя несколько направлений: учебно-развивающие, выравнивающие, терапевтические и спортивные. В практической деятельности специалистов по АФК данные направления часто пересекаются и взаимно дополняют друг друга.

Все занятия адаптивной физической культуре проводятся с учетом физической подготовленности и соматического состояния каждого учащегося. АФК в условиях Центра лечебной педагогики включает в себя общефизическую подготовку; велосипедную подготовку; лыжную подготовку; плавание и туризм. Занятия с каждым ребенком проводятся на протяжении всего учебного года 2 раза в неделю. Общефизическая подготовка направлена на охрану и укрепление здоровья, профилактику осложнений первичного нарушения, физическое развитие и интеграцию детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями. Велосипедная подготовка включает в себя усвоение детьми, имеющими сложную структуру нарушения, навыков езды на велосипеде в различных условиях (по школьной площадке, шоссе, лесной дорожке, пересеченной местности) индивидуально и в группе, участие в велопробегах. Лыжная подготовка способствует укреплению здоровья, воспитывает выносливость, силу, ловкость, быстроту, а также формирует прикладные навыки передвижения на лыжах и оказывает благоприятное воздействие на нервную систему детей с нарушениями в развитии. Плавание. один из наиболее эффективных оздоровительных, а также прикладных видов спорта. На занятиях по плаванию у детей с нарушениями происходит не только физическое развитие, но и формируются понятия, связанные с водой (удовольствие, игра, опасность) и гигиеной. Обучение плаванию начинается с игр в воде, и только затем учащиеся начинают осваивать технику плавания (способ кроль на груди без выноса рук). Туризм в ЦЛП рассматривается как средство интеграции ребенка с проблемами в развитии в социальную среду. В ходе туристических походов учащиеся не только закаливают свой организм, но также приобретают навыки и умения по самообслуживанию, ориентировке на местности, преодолению естественных препятствий. В ЦЛП туризм представлен несколькими видами: пешеходный, лыжный и велосипедный. Основной формой туристической работы являются походы и путешествия. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии требуют строго дифференцированного подхода с учетом их индивидуальных различий и потенциальных возможностей. При занятиях АФК необходимо учитывать физические возможности, возраст, состояние здоровья и подготовленность ребенка.

Иванов Р.А. Адаптивное физическое воспитание детей с множественными нарушениями

  1. Ростомашвили Л.Н. АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ
    Для лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательные учреждения, соответствующими органами образования, в соответствии с Законом Российской Федерации (1996) осуществляется обучение на дому. По данным Министерства Образования РФ (2002), в России насчитывается около 2 млн. детей с отклонениями в состоянии здоровья, нуждающихся в специальном образовании. Среди них 34
  2. Заходякина К.Ю. КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
    Физическое воспитание в единстве с общим образованием, нравственным и эстетическим воспитанием обеспечивает всестороннее развитие ребёнка. Большинство движений, совершаемых человеком, не являются врождёнными, они развиваются в процессе жизни и зависят от окружающих условий и соответствующего воспитания и обучения. Адаптивное физическое воспитание для детей, имеющих отклонения в развитии речи,
  3. Шапкова Л.В. СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
    Реформирование школьного образования предполагает его гуманизацию, демократизацию, реализацию социально-педагогических проектов, обновленных учебных программ, инновационных концепций во всех сферах образования, в том числе и в адаптивном физическом воспитании. Адаптивное физическое воспитание – наиболее организованный регламентированный компонент адаптивной физической культуры, охватывающий
  4. Григорьев Д.В. АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
    Одним из важных аспектов процесса интеграции детей в учебную деятельность является уровень их психомоторного развития. Современные исследования доказывают, что степень развития психомоторики, в частности двигательных способностей, оказывает серьезное влияние на эффективность учебного процесса детей младшего школьного возраста с ЗПР. Необходимая адаптация детей с ЗПР к социальным условиям
  5. Басилова Т.А. Проблемы семей, воспитывающих детей с врожденными множественными нарушениями
    Особенно тяжелая психологическая ситуация возникает в семьях, где рождается ребенок с выраженным множественным нарушением развити. Как правило, его появление на свет сопровождается огромными трудностями и переживаниями за жизнь ребенка, а когда эти трудности позади, выясняется, что у малыша есть серьезные проблемы в развитии. Жизнь многих таких семей кардинально и драматически меняется,
  6. Г. В. Пятакова, ЕЛ. Иванова АТРИБУТИВНЫЕ СТИЛИ У ДЕТЕЙ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗЛИЧНОГО ГЕНЕЗА
    Заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата имеют высокую распространенность среди детей и подростков. Врожденные и приобретенные заболевания костно-мышечной системы являются причиной инвалидности с детства. Психогенная травма- тизация в связи с наличием физического дефекта, воздействие микросоциального окружения, частые госпитализации, переживание ряда медицинских манипуляций — все
  7. 12.1. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ПОЛА
    Двигательная активность. Потребность в двигательной активности у мальчиков выражена больше, чем у девочек. Уже у детей младшего возраста двигательная активность, достигнув пика в 2-3 года, постепенно снижается на протяжении дошкольного периода у девочек быстрее, чем у мальчиков, так что 5-летний мальчик может доставлять больше хлопот родителям и воспитателям, чем его сверстница, которая спокойно
  8. Крючкова Л.Л. Межличностные отношения у детей с нарушением интеллекта в разных условиях воспитания
    Вопросы психического развития детей-сирот являются в настоящее время одной из актуальных проблем в психологии. Количество детей-сирот ежегодно возрастает, причем отмечается значительное увеличение размеров «социального» сиротства. Как показывает ряд исследований [5, 6, 7], развитие детей, воспитывающихся вне семьи, имеет ряд негативных особенностей. Дети-сироты отличаются по состоянию здоровья и
  9. УДК 316.Н.М. ЯНКОВСКАЯ НАРУШЕНИЕ ТИПОВ ВОСПИТАНИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
    Рассматриваются психологические последствия нарушения типов воспитания детей с ограниченными возможностями; отмечается неблагоприятная роль гиперопеки как источника зависимости, несамостоятельности, инфантилизма и неуверенности ребенка с ограниченными возможностями; обосновывается предположение о том, что гиперопека приводит к формированию вторичного дефекта в развитии ребенка с ограниченными
  10. Али Сабер Мохаммед Обад СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ В ЙЕМЕНЕ И РОССИИ
    Процесс социализации личности требует обязательного учета этнопсихологических факторов. Определяющую роль в социализации ребенка играет семейное воспитание, а формирование семейных отношений, стилей семейного воспитания невозможно без учета этнических установок и стереотипов. В психологической литературе стиль семейного воспитания рассматривается как многофакторная система, включающая в себя
  11. БЕРНО-БЕЛЛЕКУР И.В. ИВАНОВ С.Н. ВЛИЯНИЕ ТРАВМЫ КИСТИ НА АДАПТИВНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ
    Рука является органом разносторонней деятельности человека. С филогенетической точки зрения она подвергалась наиболее специфическому развитию и достигла совершен-ной анатомической структуры. На верхнюю конечность падает огромная доля двигатель-ной деятельности человека. Она играет основную роль в трудовых процессах. При помо-щи руки, как и с участием зрения и слуха, формируется у нас
  12. Моисеева И.В. ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    Исследование педагогического воздействия на детей среднего школьного возраста с целью первичной профилактики наркомании проведено на базе школы № 700. Контрольные и экспериментальные группы формировались свободным методом на основании учебного расписания параллелей 8?9 классов. В эксперименте приняли участие 75 человек. Экспериментальная методика была внедрена в учебно-воспитательный процесс
  13. Малышев А.И. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ИНВАЛИДОВ
    Исследованиями ряда авторов доказано, что тяжелое заболевание или травма, приводящие к необратимым нарушениям в деятельности организма, одновременно оказывают неблагоприятное воздействие на психоэмоциональное состояние и поведение инвалидов. Так, результаты собственных исследований (2001. 2005) по оценке психосоциального аспекта адаптации инвалидов после ампутации нижних конечностей при помощи
  14. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ.
    Мы привыкли смотреть на школу главным образом с точки зрения ее влияния на когни-тивное или социальное развитие детей. В то же время школа предоставляет благоприят-ные возможности и для физического, моторного развития. В программу обучения в начальной школе уроки физической культуры включены в том числе и потому, что физи-ческая активность в детстве часто закладывает прочные основы активного
  15. Кузьменкова Л.В. Иванова О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
    Профессиональная подготовка специалистов предполагает получение ими знаний, приобретение умений, навыков. Не менее важно формирование у будущих работников определенного отношения к специальным правилам, правовым нормам, с которыми они будут иметь дело в практической деятельности. В процессе реализации законодательства у людей, как у субъектов права, складывается определенное отношение к нему,
  16. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
    Решение проблемы ухудшения состояния здоровья студентов связано с формированием потребностей в физическом и психическом здоровье. Международный университет природы, общества, человека «Дубна» – один из немногих вузов, в которых физическая культура преподается с первого по четвертый курс на всех направлениях. Студенты I курса изучают ритмическую (атлетическую) гимнастику и волейбол (по семестрам),
  17. Значение образования в процессе физического воспитания в вузе
    В современной системе образования происходят очередные изменения. Подход к получению знаний в вузе в процессе учебной деятельности носит одновременно интегральный и конкретный характер, а именно: подготовка грамотного специалиста является главной целью в получении образования, а все вузовские дисциплины – средствами для ее достижения, т.е. каждый предмет своей главной задачей должен ставить
  18. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
    В системе высшего образования обозначилась тенденция к усилению социальной направленности в подготовке кадров; в этом плане широкое и повсеместное использование физкультурно-спортивной деятельности в целях воспитания студентов позволило бы более успешно формировать у них навыки и умения работы с людьми. Цель исследования состояла в определении направленности и особенностей влияния занятий
  19. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ В УСЛОВИЯХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА
    Психическая нагрузка и ее особенности в настоящее время еще не получили официального статуса в теории и практике физической культуры и спорта. Понятие психической нагрузки требует научно-концептуального осмысления и экспериментально-прикладных исследований в теории и практике физической культуры и спорта. Как специфический феномен психическая нагрузка в теории и методике подготовки