Аванесова в. н. воспитание и обучение детей в разновозрастной группе

Автор: | 22.05.2016

Статья на тему:
"Разновозрастная группа в детском саду"

Предварительный просмотр:

Аванесова в. н. воспитание и обучение детей в разновозрастной группеРазновозрастная группа – особый «социальный организм» (Л.Л.Тимофеева). Данное положение находит поддтверждение в исследованиях Г.М.Ляминой, Э.Г.Пилюгиной, Т.Г.Казаковой, Г.Г. Григорьевой и других. О.Е.Смирнова отмечает: «Разновозрастная группа детского сада является типичной моделью интегративной группы, в которой объединяются разные по своим физическим и умственным возможностям дети» (34).

В работах Аванесовой В.Н. подчеркивается, что в совместном воспитании детей разного возраста есть много позитивных моментов. «Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Особое значение приобретает пример старших для младших» (1). Л.Л.Тимофеева предполагает, что взаимодействие воспитанников в разновозрастной группе является естественным условием постоянного накопления и передачи опыта от старших к младшим дошкольникам.

Раньше, когда люди жили большими семьями, ребенок получал информацию об окружающем мире через своих братьев и сестер, через общение с ними. Он осваивал нормы поведения, учился ухаживать за младшими, помогать старшим. Постепенно ребенок усваивал свою роль в этом микросоциуме, учился взаимодействовать с разными людьми, получал положительный пример социальных отношений. В современном мире ребенок чаще всего воспитывается в семье один, и кроме родителей у него долгое время нет примеров для подражания. В традиционных группах ребенок общается со своими сверстниками, которые наравне с ним пытаются усвоить нормы поведения и общения. Гораздо эффективнее этот процесс проходит в разновозрастных группах. Такие группы похожи на живой организм, в котором каждый выполняет свою важную роль. Разновозрастные группы постоянно меняются — малыши подрастают, а старшие уходят в школу. Среди детей разного возраста ребенок гармонично проходит все этапы своего взросления. Сначала помогают ему, потом он помогает другим. Общаясь в разновозрастной группе, маленький ребенок наблюдает за поведением старших детей и понимает, что скоро и он сам станет таким же важным. В разновозрастной группе старшие дети являются примером для младших. Постепенно младшие дети в группе вырастают и им передаются взрослые обязанности — опекать младших, помогать воспитателям. И это ощущение очень важно для ребенка, оно приходит к нему естественным путем. Воспитателям не нужно учить ребенка каким-то социальным нормам, ребенок их усваивает самостоятельно, в разновозрастной среде. В процессе имитации поведения старших дошкольников, основанной на авторитетной позиции старшего и стремлении младших к взрослости, дети получают знания, усваивают определенные привычки, навыки, способы взаимодействия с другими людьми. Но все это, конечно, не происходит само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей. Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность, воспитатель должен, прежде всего, заботиться об охране и укреплении здоровья. Организация режимных моментов: питания, умывания, одевания и раздевания детей в условиях разновозрастной группы требует большого мастерства воспитателя, четкости и слаженности работы всего обслуживающего персонала, создание спокойной и доброжелательной обстановки, внимательного отношения взрослых ко всем детям, особенно к младшим. Все это важно потому, что в небольшое время, которое по режиму отводится для проведения этих жизненно важных процессов, необходимо не только правильно и быстро обслужить детей, накормить, одеть и т.д. но и в соответствии с программными требованиями обеспечить формирование необходимых для детей каждого возраста культурно-гигиенических навыков. В процессе повседневной деятельности у детей следует воспитывать привычки правильного поведения в коллективе, дружеские взаимоотношения. Важно уметь использовать все преимущества воспитания детей разновозрастного возраста – наладить свою работу так, чтобы научить старших заботиться о младших.

Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

Самую существенную часть быта детей в ДОУ составляет режим дня

Правильное физическое развитие ребенка немыслимо без строгого выполнения режима дня, который должен соответствовать реальному составу детей в группе. Однако это не означает, что нужно устанавливать отдельные режимы для всех возрастных групп, абсолютно точно соблюдать распорядок времени, указанный в программе для каждого года жизни ребенка. В условиях смешанной группы это не возможно, так как происходит совпадение во времени разных процессов. Поэтому, целесообразно составлять режим общий для всех.

— при наличии в группе детей двух смежных возрастов – за основу берется режим более старших детей, а с младшими режимные процессы начинают на 5-10 минут раньше (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна – первыми встают на 15 минут раньше старшие дети);

— при определении общего режима для детей трех-четырех возрастов (от 3 до 7 лет) за основу берется режим среднего возраста (пятый год жизни) и с учетом режима для остальных детей вносят некоторые изменения в длительность режимных процессов.

Важно всегда соблюдать правило – режимные процессы начинать с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна).

Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенно переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании и т.д.

Режим только тогда организует жизнь детей, является важным фактором воспитания, когда он выполняется четко и согласованно всеми работниками ДУ. Чтобы предупредить сокращение времени для самостоятельных игр и занятий, а также длительность прогулки, обеспечить своевременное питание, в лучших д/с установленный режим детской жизни обсуждается в коллективе и становится законом для педагогов, младших воспитателей и всего обслуживающего персонала. При изменении возрастного состава детей он обновляется.

В свете задач проектирования образовательного процесса в разновозрастных группах на основе новых требований (4,5) крайне актуальны и еще две проблемы: разработка продуктивных подходов к планированию обучения, воспитания, развития дошкольников и поиск эффективных форм и методов обучения в группах с разновозрастным составом. В литературе представлены работы, посвященные нюансам планирования и проведения непосредственно образовательной деятельности в разновозрастной группе: Аванесова В.Н, Буре Р.С. Щербакова и др. Очевидно, что перед педагогом разновозрастной группы стоит сложная задача – подобрать такие формы работы, чтобы иметь возможность организовать их одновременно для всех детей. Логично деление группы на две подгруппы – младшую и старшую (дети среднего возраста включаются в первую или вторую подгруппу в индивидуальном порядке в соответствии с их достижениями на данный период). Многие формы работы, давно зарекомендовавшие себя в дошкольном образовании и сравнительно новые для данного уровня, приемлемы для детей любого возраста. Например. Малыши могут включаться в дежурство по столовой при условии, что основную работу выполняют старшие дошкольники, а младшие становятся их помощниками.

Идей проведения мероприятий в разновозрастной группе, приводимых в литературе много:

— младшие дети позднее включаются в работу и (или) раньше ее заканчивают;

— старшие дошкольники иначе мотивируются к работе, чем младшие;

— одновременно организуется самостоятельная деятельность одной группы и совместная с педагогом – другой;

— младшие дети получают более простые задания, чем старшие.

Общим для всех этих вариантов является то, что взаимодействие имеет «заорганизованный» характер.

Иной подход к организации деятельности детей связан с выбором воспитателем партнерской позиции. Н.А. Короткова выделяет основные характеристики партнерской деятельности взрослого и детей:

— включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми (сотрудничество);

— добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

— свободное размещение, перемещение и общение детей во время деятельности (при соответствующей организации рабочего пространства);

— открытый временной конец образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе) и др. (16).

Партнерская позиция педагога позволяет осуществлять гибкий подход к организации совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной детской деятельности. По мнению Л.Л. Тимофеевой, налаживание продуктивных партнерских взаимоотношений между взрослыми и маленькими участниками образовательного процесса позволяет приблизить работу разновозрастной группы к идеалу, коим является жизнь большой, дружной, многодетной семьи.

В качестве источников педагогических рекомендаций по организации жизни и воспитанию детей в смешанных группах были использованы:

1. Л.Л. Тимофеева, Е.Е. Корнеичева, Н.И. Грачева «Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Разновозрастная группа. Методическое пособие». М. Центр педагогического образования, 2013

2. Буре Р.С. Михайленко Н.Я. «Воспитание детей в дошкольных учреждениях села» (в условиях разновозрастной группы). – М. 1998.

3. Аванесова В.Н. «Воспитание и обучение в разновозрастной группе». – М. 1979.

4. Давидчук Е.Г. «Организация деятельности детей в разновозрастной группе». СПб. ФЕНИКС, 2002

5. сост. Теленги В.И. «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет». – М. «Просвещение», 1987.

6. Алексеева А.С. Дружинина Л.В. Ладедо К.С. «Организация питания детей в ДУ». – М. «Просвещение», 1990.

7. «Готовимся к аттестации!» (методическое пособие для педагогов ДОУ». – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2000.

8. Доронова Т.Н. Якобсон С.Г. «Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях». Дошкольное образование. 2004 №2