Законы ребенка н воспитании

Автор: | 21.05.2016

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ СНГ
от 14 мая 2009 г. № б/н
"О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ"

Законы ребенка н воспитанииНастоящий Закон основывается на признании приоритетов норм международного права, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека (1948 год), Конвенции о правах ребенка (1989 год) и других документах ООН, определяет общие правовые и организационные принципы воспитания детей и молодежи в государствах-участниках СНГ и имеет целью создание необходимых условий для формирования систем воспитания детей и молодежи, ориентированных на развитие социально зрелой и творческой личности.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины и их определения

В настоящем Законе используются следующие термины и их определения:

образование — процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства, не противоречащий общепринятым в государстве-участнике СНГ нравственно-этическим принципам и нормам, ориентированный на сохранение, совершенствование и передачу знаний, трансляцию культуры новым поколениям в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и духовного развития страны, постоянного совершенствования нравственного, интеллектуального, эстетического и физического состояния личности и общества;

воспитание — систематический процесс формирования и развития личности в соответствии с принятыми в государстве-участнике СНГ нормами в целях подготовки ее к активному участию в общественной и культурной жизни;

воспитательный процесс — деятельность по формированию и развитию личности в соответствии с принятыми в государстве-участнике СНГ программами воспитания детей и молодежи;

дети — лица, не достигшие 18 лет (совершеннолетия), если в соответствии с национальным законодательством не установлено иное;

молодежь — лица от 18 до 29 лет, если в соответствии с национальным законодательством не установлено иное;

программа воспитания детей и молодежи — программно-планирующий документ воспитания, закрепляющий основные направления воспитания детей и молодежи и мероприятия по их реализации;

учреждение образования — юридическое лицо, основной функцией которого является осуществление деятельности по обучению и воспитанию.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере воспитания детей и молодежи

1. Правовое регулирование отношений в сфере воспитания детей и молодежи в государстве-участнике СНГ основано на национальном законодательстве об образовании, других законах и нормативно-правовых актах, регламентирующих воспитательный процесс в государстве-участнике СНГ, с учетом положений настоящего Закона и других международных договоров и соглашений в этой сфере.

2. Если вступившим в силу международным договором государства-участника СНГ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.

Статья 3. Государственная политика в сфере воспитания детей и молодежи

1. Государственная политика в сфере воспитания детей и молодежи основывается на принципах:

— преемственности процесса воспитания в семье, учреждениях образования, иных учреждениях и организациях, средствах массовой коммуникации и социализации подрастающего поколения, занятых в процессе воспитания;

— приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

— обеспечения условий для формирования у детей и молодежи духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, воспитания гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия;

— учета духовно-нравственных ценностей и традиций государства-участника СНГ для гармоничного развития детей и молодежи;

— развития и укрепления партнерства государств-участников СНГ в сфере воспитания детей и молодежи.

2. Государственная политика в сфере воспитания детей и молодежи направлена:

— на разностороннее развитие детей и молодежи, формирование навыков самореализации личности;

— обеспечение гуманистического характера воспитания, защиту прав детей и молодежи;

— установление гармонии в отношениях между человеком и обществом, человеком и природой, человеком и государством;

— воспитание у детей и молодежи уважения к своему государству, родителям, семье и другим членам общества;

— воспитание патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре своего и других народов;

— подготовку детей и молодежи к сознательной жизни в обществе на основе принципов взаимопонимания, миролюбия, терпимости;

— привитие детям и молодежи культуры межэтнических отношений.

3. Организационной основой осуществления политики в сфере воспитания детей и молодежи являются программы воспитания детей и молодежи, утверждаемые правительством государства-участника СНГ.

4. Учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений обучающихся (их родителей или иных законных представителей) во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями.

Статья 4. Задачи воспитания детей и молодежи государств-участников СНГ

1. Задачами воспитания детей и молодежи являются:

— формирование духовно и нравственно зрелой творческой личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей;

— воспитание гражданственности, патриотизма и национального самосознания личности;

— подготовка к самостоятельной жизни и труду;

— формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

— воспитание уважения к себе и другим людям, семье, традициям и обычаям своего народа, культуре других национальных общностей;

— овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

— формирование культуры семейных отношений;

— создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.

2. Государства-участники СНГ принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры для выполнения задач воспитания детей и молодежи.

3. Государства-участники СНГ принимают также все необходимые меры для того, чтобы содействовать физической и психологической реабилитации и социальной реинтеграции детей и молодежи, ставших жертвами любых видов пренебрежения, эксплуатации и злоупотребления, пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такие реабилитация и реинтеграция осуществляются в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство детей и молодежи.

Статья 5. Международное сотрудничество в сфере воспитания детей и молодежи

1. Международное сотрудничество в сфере воспитания детей и молодежи осуществляется в рамках международных договоров государства-участника СНГ, международных и национальных проектов и программ, а также договоров физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в этой сфере, с международными организациями, иностранными физическими и юридическими лицами.

2. Физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере воспитания детей и молодежи, осуществляют международное сотрудничество путем:

— установления связей с международными организациями, иностранными физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере воспитания детей и молодежи, в том числе по обмену технологиями воспитания, программами воспитания детей и молодежи, опытом организации воспитательного процесса;

— разработки программ двустороннего и многостороннего обмена учащимися и участия в них;

— приглашения специалистов иностранных государств и направления специалистов государства-участника СНГ в иностранные государства для участия в педагогической, исследовательской деятельности в сфере воспитания детей и молодежи;

— организации международных конгрессов, конференций, симпозиумов и участия в них, а также в работе международных организаций и ассоциаций.

II. СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Статья 6. Элементы системы воспитания детей и молодежи

Система воспитания детей и молодежи включает в себя:

— программы воспитания детей и молодежи и научно-методическое обеспечение воспитания детей и молодежи;

— учреждения образования, осуществляющие обучение и воспитание детей и молодежи, иные организации (в том числе общественные организации и объединения), обеспечивающие функционирование системы воспитания детей и молодежи;

— органы государственного управления и местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их полномочий по управлению в сфере воспитания детей и молодежи;

— общественные (государственно-общественные) организации и объединения;

— субъекты воспитательного процесса.

Статья 7. Программы воспитания детей и молодежи

1. Основой для разработки программ воспитания детей и молодежи является национальная доктрина воспитания детей и молодежи или иной документ такого уровня государства-участника СНГ, в котором определяются цели, задачи, содержание воспитания детей и молодежи, а также методологические подходы и общие требования к воспитанию детей и молодежи с учетом их возрастных особенностей.

2. Порядок разработки и организации выполнения программ воспитания детей и молодежи определяется национальным законодательством.

3. Проекты программ воспитания детей и молодежи проходят обязательную общественную экспертизу, порядок которой определяется нормативно-правовыми актами соответствующего уровня.

Статья 8. Научно-методическое обеспечение воспитания детей и молодежи

1. Основными задачами научно-методического обеспечения воспитания детей и молодежи являются:

— обеспечение реализации принятых в государстве-участнике СНГ программ воспитания детей и молодежи;
— изучение, анализ и оценка результативности воспитательного процесса и состояния методической работы, обобщение и распространение передового педагогического опыта;

— информационно-методическая поддержка внедрения и использования новых воспитательных технологий.

2. Научно-методическое обеспечение воспитания детей и молодежи включает в себя:

— исследования в сфере воспитания детей и молодежи;

— доктрину непрерывного воспитания детей и молодежи, программу их непрерывного воспитания, комплексные программы воспитания, программы и планы воспитательной работы учреждения образования, планы работы социально-педагогической и психологической службы учреждения образования, учебные и методические пособия, оборудование, средства воспитания;

— экспериментальную и инновационную деятельность в сфере воспитания.

3. Научно-методическое обеспечение воспитания детей и молодежи осуществляется научно-методическими и исследовательскими учреждениями, учреждениями образования, учебно-методическими подразделениями органов управления образованием, иными юридическими и физическими лицами в пределах их компетенции.

Статья 9. Учреждения образования, осуществляющие воспитание детей и молодежи

1. Программы воспитания детей и молодежи реализуются учреждениями образования, специализирующимися на реализации программ воспитания детей и молодежи, и учреждениями образования, реализующими программы основного и дополнительного образования.

2. К учреждениям образования, специализирующимся на реализации программ воспитания детей и молодежи, относятся:

— специальные (в том числе закрытого типа) учебно-воспитательные учреждения;

— специальные (в том числе закрытого типа) лечебно-воспитательные учреждения.

3. К учреждениям образования, реализующим программы основного и дополнительного образования, относятся учреждения дошкольного, начального, базового, общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, учреждения внешкольного воспитания и обучения, другие учреждения в соответствии с национальным законодательством.

4. Во всех учреждениях образования наряду с учебными программами реализуются программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении, а при необходимости создаются условия для проживания, питания, гармоничного развития и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 10. Управление в сфере воспитания детей и молодежи

1. Управление в сфере воспитания детей и молодежи носит демократический, государственно-общественный характер.

2. Для координации воспитания детей и молодежи, выработки рекомендаций, совершенствования процесса воспитания могут создаваться специальные органы управления в сфере воспитания детей и молодежи.

3. Права и обязанности государства-участника СНГ, органов государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органов, общественных организаций и объединений в сфере управления воспитанием детей и молодежи устанавливаются Модельным образовательным кодексом для государств-участников Содружества Независимых Государств, настоящим Законом, национальным законодательством.

Статья 11. Компетенция органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в сфере воспитания детей и молодежи

Органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их полномочий по управлению в сфере воспитания детей и молодежи:

— обеспечивают реализацию государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи;

— осуществляют управление и государственный контроль в сфере воспитания детей и молодежи;

— разрабатывают национальную доктрину воспитания детей и молодежи;

— организуют разработку программ воспитания детей и молодежи;

— осуществляют научно-методическое обеспечение воспитания детей и молодежи;

— обеспечивают функционирование сети учреждений образования, осуществляющих воспитание детей и молодежи;

— организуют повышение квалификации и переподготовку кадров в сфере воспитания детей и молодежи;

— осуществляют информационное обеспечение в сфере воспитания детей и молодежи;

— осуществляют иные полномочия в сфере воспитания детей и молодежи, определяемые национальным законодательством.

Статья 12. Общественные (государственно-общественные) организации и объединения в сфере воспитания детей и молодежи

1. Общественные (государственно-общественные) организации и объединения в сфере воспитания детей и молодежи создаются и действуют в соответствии с национальным законодательством в целях формирования, выражения и защиты интересов участников воспитательного процесса, осуществления общественного контроля в сфере воспитания детей и молодежи, проведения общественной экспертизы проектов программ воспитания всех уровней, обмена опытом.

2. В состав общественных (государственно-общественных) организаций и объединений в сфере воспитания детей и молодежи входят представители органов государственной власти, образовательных, научных, профессиональных, благотворительных и иных объединений.

3. Для создания общественных (государственно-общественных) организаций и объединений в сфере воспитания детей и молодежи получение предварительного согласия органов управления в сфере воспитания детей и молодежи не требуется.

4. Общественные (государственно-общественные) организации и объединения в сфере воспитания детей и молодежи подлежат регистрации и действуют в соответствии с национальным законодательством об общественных (государственно-общественных) организациях и объединениях с учетом положений настоящего Закона.

5. Общественные (государственно-общественные) организации и объединения в сфере воспитания детей и молодежи строят свою работу на принципах партнерства и уважения участников воспитательного процесса.

6. Решения, принимаемые общественными (государственно-общественными) организациями и объединениями в сфере воспитания детей и молодежи, носят рекомендательный характер.

7. Перечень видов общественных (государственно-общественных) организаций и объединений в сфере воспитания детей и молодежи не является закрытым.

Статья 13. Взаимоотношения органов государственной власти и общественных (государственно-общественных) организаций и объединений в сфере воспитания детей и молодежи

1. Органы государственной власти могут привлекать общественные (государственно-общественные) организации и объединения в сфере воспитания детей и молодежи с их согласия к участию в подготовке и реализации решений в сфере воспитания детей и молодежи (национальной доктрины воспитания, иных документов), программ воспитания детей и молодежи всех уровней, в осуществлении научно-методического обеспечения воспитания детей и молодежи.

2. Вмешательство органов государственной власти в деятельность общественных (государственно-общественных) организаций и объединений в сфере воспитания детей и молодежи в пределах выполнения ими уставных задач не допускается.

III. СУБЪЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА,
ИХ ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья 14. Субъекты воспитательного процесса

1. К субъектам воспитательного процесса относятся:

— дети и молодежь;

— родители (иные законные представители детей и молодежи);

— средства массовой информации, иные средства массовой коммуникации.

2. К педагогическим работникам в настоящем Законе относятся все лица, занятые педагогической работой: няни, воспитатели, учителя, преподаватели, психологи-практики, педагоги-социологи, мастера по трудовому обучению, методисты, педагогические работники внешкольных учреждений, научные работники, инженерно-технические работники, учебно-вспомогательный персонал, работники библиотек учреждений образования, сотрудники педагогической печати, работники органов управления образованием, руководители учебно-воспитательных учреждений и др.

3. Воспитание детей и молодежи обеспечивается во взаимодействии родителей (иных законных представителей детей и молодежи) с педагогическими работниками.

Статья 15. Права, обязанности и ответственность детей и молодежи при осуществлении воспитательного процесса

1. Дети и молодежь при осуществлении воспитательного процесса имеют право:

— на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;

— свободу мысли, совести и религии;

— личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, защиту от незаконного посягательства на их честь и достоинство;

— формулирование и свободное выражение своих собственных взглядов по всем затрагивающим их вопросам.

2. Дети и молодежь при осуществлении воспитательного процесса обязаны:

— уважать честь и достоинство, права и свободы всех участников воспитательного процесса;

— выполнять законные требования педагогических работников, родителей (иных своих законных представителей).

3. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц.

4. Иные права и обязанности детей и молодежи при осуществлении воспитательного процесса определяются национальным законодательством.

5. Ответственность детей и молодежи при осуществлении воспитательного процесса определяется национальным законодательством.

Статья 16. Права, обязанности и ответственность педагогических работников при осуществлении воспитательного процесса

1. Педагогические работники при осуществлении воспитательного процесса имеют право:

— на защиту своих прав, чести и достоинства;

— творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов воспитания.

2. Педагогические работники при осуществлении воспитательного процесса обязаны:

— осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию программ воспитания детей и молодежи;

— вести профилактическую работу по предупреждению правонарушений среди детей и молодежи;

— своевременно информировать родителей (иных законных представителей детей и молодежи) о допускаемых детьми и молодежью нарушениях;

— уважать честь и достоинство детей, молодежи, их родителей (иных законных представителей детей и молодежи).

3. Иные права, обязанности, а также ответственность педагогических работников при осуществлении воспитательного процесса определяются национальным законодательством, уставами учреждений образования и должностными инструкциями.

4. К воспитательной работе в учреждениях образования, осуществляющих обучение и воспитание детей и молодежи, иных организациях, обеспечивающих функционирование системы воспитания детей и молодежи, не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления.

Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и состав преступлений устанавливаются национальным законодательством.

Статья 17. Права, обязанности и ответственность родителей (иных законных представителей детей и молодежи) при осуществлении воспитательного процесса

1. Родители (иные законные представители детей и молодежи) при осуществлении воспитательного процесса имеют право:

— на защиту законных прав и интересов ребенка;

— получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических и др.) ребенка;

— защиту своих прав, чести и достоинства.

2. Родители (иные законные представители детей и молодежи) при осуществлении воспитательного процесса обязаны:

— создавать условия, необходимые для полноценного развития ребенка;

— заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности начиная с раннего детского возраста;

— уважать достоинство всех участников воспитательного процесса.

3. Иные права и обязанности родителей (иных законных представителей детей и молодежи) при осуществлении воспитательного процесса определяются национальным законодательством.

4. Родители (иные законные представители детей и молодежи) в соответствии с национальным законодательством несут ответственность за ненадлежащее воспитание ребенка.

5. Родители, лишенные по суду родительских прав, могут утрачивать права, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в соответствии с национальным законодательством.

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Статья 18. Условия и средства организации воспитания детей и молодежи

1. Воспитательный процесс организованно осуществляется:

— в учреждениях основного и дополнительного образования;

— в условиях социально-педагогических учреждений;

— в условиях специальных (в том числе закрытого типа) учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений.

2. Специальные (в том числе закрытого типа) учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения создаются и ликвидируются государственным органом управления образованием государства-участника СНГ и не могут иметь частную форму собственности.

3. Средства массовой информации, иные средства массовой коммуникации используются государством-участником СНГ для воспитания детей и молодежи. В государствах-участниках СНГ разрабатываются и реализуются специальные программы воспитания детей и молодежи с помощью средств массовой информации, иных средств массовой коммуникации с учетом специфики их воздействия на сознание и поведение детей и молодежи.

4. При организации и осуществлении воспитательного процесса запрещается применение методов физического, психологического и другого насилия по отношению к детям и молодежи.

Статья 19. Воспитание детей и молодежи в семье

1. В государстве-участнике СНГ семье как основной ячейке общества и естественной среде для воспитания детей и молодежи предоставляются необходимые защита и содействие.

2. Государство-участник СНГ уважает ответственность, права и обязанности родителей (иных законных представителей детей и молодежи) в осуществлении воспитания детей и молодежи.

3. Государство-участник СНГ не допускает разлучение детей со своими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка.

4. Государство-участник СНГ уважает право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.

Дети и молодежь, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения или которые в их собственных наилучших интересах не могут оставаться в таком окружении, имеют право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

5. Воспитательный процесс в семье организуется на основе:

— выбора форм, методов и средств воспитания, не допускающих физическое, психологическое и другое насилие над детьми и молодежью;

— культурных традиций и ценностей семьи, народа (народов) государства-участника СНГ, достижений мировой культуры.

6. Родители (иные законные представители детей и молодежи) несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий для воспитания детей и молодежи.

7. Государство-участник СНГ прилагает все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить выполнение принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей или в соответствующих случаях всех законных представителей детей и молодежи за воспитание детей и молодежи.

8. Государство-участник СНГ в соответствии со своими возможностями принимает необходимые меры по оказанию помощи семьям в воспитании детей.

Статья 20. Воспитание детей и молодежи в учреждениях основного и дополнительного образования

1. Воспитание детей и молодежи в учреждениях основного и дополнительного образования осуществляется в процессе обучения и внеучебной деятельности.

2. Воспитание в учреждениях основного и дополнительного образования осуществляется в соответствии с программой воспитания детей и учащейся молодежи, принятой в государстве-участнике СНГ.

3. Основными направлениями воспитательной работы в учреждениях основного и дополнительного образования являются:

— формирование духовно и нравственно зрелой творческой личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей;

— воспитание гражданина и патриота;

— воспитание уважения к себе и другим людям, семье, традициям и обычаям своего народа, культуре других национальных общностей;

— формирование творческих навыков;

— педагогическая и психологическая поддержка в социальном развитии личности;

— развитие чувства коллективизма и навыков межличностного общения;

— овладение навыками безопасного и культурного поведения, здорового образа жизни;

— формирование экологической культуры;

— психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения и правонарушений детей и молодежи.

4. Организационно-воспитательную работу в учреждениях основного и дополнительного образования осуществляют педагогические работники, в том числе социальные педагоги и педагоги-психологи.

5. В уставе учреждения основного и дополнительного образования в обязательном порядке указываются язык (языки) воспитания и требования к организации воспитательного процесса.

6. Учреждение образования создает детям и молодежи условия для охраны их здоровья и физического совершенствования. В учреждении образования учебно-трудовая нагрузка, внутренний распорядок, условия питания и санитарные нормы должны соответствовать государственным стандартам и нормативам.

7. Дисциплина детей и молодежи в учреждениях основного и дополнительного образования поддерживается с помощью методов, основанных на принципе уважения человеческого достоинства.

Статья 21. Воспитание детей и молодежи в условиях социально-педагогических учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений

1. Воспитательный процесс в условиях социально-педагогических учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений организуется на основе:

— педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств воспитания;

— культурных традиций и ценностей народа (народов) государства-участника СНГ, достижений мировой культуры;

— современных воспитательных технологий;

— приоритета семейных форм жизнеустройства;

— создания приближенных к семейным условий содержания воспитанников.

2. Основными требованиями к организации воспитательного процесса в условиях социально-педагогических учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений являются:

— обеспечение реализации программ воспитания;

— реализация личностно ориентированного подхода;

— создание условий для вовлечения воспитанников в различные виды социально значимой деятельности;

— профилактика противоправного поведения воспитанников;

-охрана жизни и здоровья воспитанников.

3. Воспитательный процесс при реализации программ воспитания реализуется круглогодично.

4. В специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях создаются специальные условия воспитания, предусматривающие ограничения в правах воспитанников в соответствии с национальным законодательством.

5. Формами организации воспитательного процесса при реализации программ воспитания являются беседа, воспитательное мероприятие, информационный час, общее собрание воспитанников, производительный труд и другие не противоречащие закону формы.

6. Воспитательный процесс может осуществляться в группе с пониженной наполняемостью и индивидуально.

7. Воспитанники социально-педагогических учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений обладают правами, предусмотренными национальным законодательством о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Статья 22. Воспитание детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания

1. Воспитание детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания, организуется на основе государственной политики государства-участника СНГ по поддержке детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания.

2. Система работы по воспитанию детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания, включает:

— выявление и учет детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания;

— принятие и реализацию программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания;

— создание учреждений образования, специализирующихся на реализации программ воспитания детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания, и развитие сети таких учреждений;
— научно-методическое обеспечение программ воспитания детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания.

3. Для каждого ребенка или представителя молодежи, находящегося в социально опасном положении или нуждающегося в особых условиях воспитания, разрабатывается индивидуальный план воспитательной работы.

4. Для координации взаимодействия органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных учреждений и организаций по поддержке детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания, могут создаваться специальные органы управления воспитанием такой категории детей и молодежи.

V. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ
ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Статья 23. Финансирование воспитания детей и молодежи

1. Для организации и осуществления воспитания детей и молодежи средства выделяются из бюджета государства-участника СНГ и (или) местных бюджетов этого государства.

2. Дополнительными источниками финансирования воспитания детей и молодежи могут являться:
— безвозмездная помощь юридических или физических лиц;
— иные источники, не запрещенные национальным законодательством.

Статья 24. Материально-техническая база, необходимая для воспитания детей и молодежи

1. Для обеспечения воспитания детей и молодежи в условиях и порядке, определяемых национальным законодательством, формируется необходимая материально-техническая база.

2. Укрепление, обновление и развитие материально-технической базы, необходимой для воспитания детей и молодежи, может осуществляться за счет бюджета государства-участника СНГ, местных бюджетов этого государства, дополнительных источников финансирования, не запрещенных национальным законодательством.

VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 25. Приведение национального законодательства в соответствие с настоящим Законом

— принимает меры по приведению национального законодательства в соответствие с настоящим Законом;

— принимает другие меры по обеспечению эффективного осуществления настоящего Закона.

СПРАВКА ДОКУМЕНТА