Воспитание детей с нарушением зрения в школе

Автор: | 21.05.2016

Подготовка детей с нарушениями зрения к школе;

Воспитание детей с нарушением зрения в школеПодготовка детей с нарушениями зрения к школе. Использование воспитателем тифлотехнических средств

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения в подготовительных группах большое внимание уделяется адаптации детей к учебной деятельности. Готовность дошкольника с нарушением зрения к школьному обучению является одним из важнейших итогов его развития в дошкольный период детства.

В исследованиях тифлопедагогов показано, что уровень готовности детей с нарушениями зрения к школе значительно ниже, чем у нормально развивающихся детей. Это связано с недостаточной сформированностью у них компенсаторных приспособлений. В связи с этим возникает необходимость в специальной работе, направленной на создание условий, способствующих формированию у этих детей компенсаторных процессов и создающих психологическую базу для профилактики появления вторичных отклонений в развитии. Вся коррекционно-педагогическая работа с детьми подготовительной группы должна быть направлена на формирование у детей с нарушениями зрения знаний, умений, навыков и способов действий, которые обеспечат им возможность вхождения в коллективную учебную деятельность в условиях классно-урочной школьной системы. Свиридюк отмечает необходимость формирования способов познавательной деятельности при подготовке детей с нарушением зрения к школе. Это обеспечивается путём целенаправленного развития у детей познавательной самостоятельности, которую можно определить как готовность (способность и стремление) своими силами вести целенаправленную познавательно-поисковую деятельность. В начале необходимо сформировать предпосылки для развития познавательной самостоятельности у детей. Для этого необходимо включать детей в совместную с педагогом, а позднее и в самостоятельную поисковую деятельность. Это позволяет выработать у ребёнка познавательную позицию по отношению к окружающему миру. Воспитатель обучает детей извлекать познавательную информацию из увиденного и услышанного, благодаря чему восприятие детей приобретает более целенаправленный характер. Это в значительной мере позволяет преодолеть, а иногда и предупредить появление таких недостатков в развитии детей, как неуверенность в себе, низкая познавательная активность, постоянная потребность в опеке взрослых.

Процесс формирования предпосылок познавательной самостоятельности и познавательных интересов формируется на основе поисковой деятельности. В силу своих психофизических особенностей дети с нарушениями зрения быстро утомляются, в особенности при однообразной деятельности, что обуславливает необходимость чередования видов деятельности с опорой на зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Природная любознательность детей часто бывает притуплена. То, что обычно привлекает нормально видящих детей, могут не замечать дети с нарушениями зрения. Поэтому работу с этими детьми следует начинать с пробуждения у них положительного эмоционального отношения к предмету деятельности и к окружающим их людям. Вся окружающая среда в учреждении для детей с нарушениями зрения должна провоцировать их познавательные интересы.

Активизация познавательной деятельности детей. Формирование познавательной самостоятельности является важнейшим условием повышения эффективности подготовки детей к школьной жизни. Для её формирования необходим минимум базовых знаний, умений, навыков и способов действий, необходимых для осуществления ребёнком сначала совместной с педагогом, а потом и самостоятельной поисковой деятельности. Базовые знания, которыми должен владеть ребёнок седьмого года жизни, сводятся к знаниям об окружающем мире и специальным знаниям в области языка, математики, изобразительной деятельности и т. д. Эти знания, умения и навыки обеспечат ребёнку необходимую основу, на которой будет осуществляться его учебная деятельность в школе, в том числе и самостоятельная поисковая деятельность. Для активизации познавательной деятельности детей с нарушением зрения Свиридюк разработала систему дидактических игр и упражнений, а также поисковых заданий, которые позволяют активизировать познавательную деятельность детей, развить сенсорные функции, общие способы умственной деятельности, сформировать навыки пространственного ориентирования, анализирующего наблюдения. Система включает в себя упражнения, игры и задания на материале программы детского сада, при этом имеющие коррекционную направленность.

Можно выделить следующие коррекционные задачи, которые решаются в системе специальных занятий по подготовке к школе детей с нарушениями зрения.

трудовое и физическое воспитание

1.Коррекция представлений о добре и зле, формирование эстетических понятий (скромность, честность, вежливость и т. д.). Побуждение к поведению в соответствии с нравственными нормами, формирование критического отношения к своим поступкам и поведению товарищей. преодоление потребительского отношения к окружающему, пробуждение познавательного интереса к предметам окружающего мира. Формирование уверенности в себе, преодоление негативизма, пробуждение эмоциональной отзывчивости, доброжелательности, желания помочь, уступить и т. д.

1. Развитие сенсорных функций (цветоразличения, глазомера и т. д.). 2. Исправление произношения, развитие связной речи. 3. Восполнение пробелов в знаниях об окружающем (конкретизация, уточнение представлений). 4. Развитие планирующей деятельности, анализирующего наблюдения, способов сравнения, переноса знаний в новую ситуацию и обобщения. 5. Умение осуществлять поисковую деятельность и словесно оформлять полученную информацию в виде монологической связной речи. 6. Формирование умений преодолевать трудности, совершенствование волевых усилий.

  1. Коррекция личности посредством (преодоления соматической ослабленности, пробуждение уверенности в себе, самостоятельности, желания преодолевать трудности, двигательной активности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости).
  2. Развитие координации движений мелкой моторики рук.
  3. Автоматизация способов ориентирования в большом пространстве, умения работать по инструкции.
  4. Стабилизация внимания.
  5. Развитие сенсорных функций (форморазличения, глазомера и различения величины).
  1. Пробуждение положительного настроения, ощущения уверенности в себе.
  2. Формирование единого темпа и ритма в работе, целенаправленности действий, устойчивости внимания, волевых усилий.
  3. Пробуждение познавательного интереса к окружающему.

Можно сделать вывод о том, что для эффективной подготовки детей с нарушением зрения к школе необходимо специально направленное педагогическое воздействие. Особенно эффективны в этом плане методы и приёмы обучения, базирующиеся на познавательной активности детей, например, система занятий, построенная на познавательном материале программы и предусматривающая организацию посильной самостоятельной поисковой деятельности детей, вызывающей интерес и положительные эмоции, создание учебно-познавательных ситуаций, связанных со школьной тематикой и требующих от детей определённых волевых усилий.

Использование воспитателем тифлотехнических средств

В системе коррекционной работы с детьми со зрительными нарушениями значительное место отводится тифлотехническим средствам обучения. Одной из основных функций тифлотехники является создание для слепого человека возможностей получения более полной информации о мире, в котором он живёт, и использование её для адаптации к окружающему, для самостоятельной жизни среди зрячих.

ТСО – технические средства обучения подразделяются на визуальные и аудиальные (звукозаписывающие и звуковоспроизводящие) и аудиовизуальные (видеозаписи и др.).

Применение технических средств обучения в ДОУ осуществляется взаимосвязано в трёх направлениях:

  1. совершенствование коррекционно-воспитательной работы с целью более глубокого и полного усвоения дошкольниками определённого программного материала;
  2. научная организация труда педагогов ДОУ, повышение их профессионального мастерства;
  3. пропаганда знаний среди родителей.

Имеются различия между тифлотехническими приборами и техническими средствами. При воспитании ребёнка с нарушениями зрения могут использоваться различные технические средства, которые используются и при воспитании нормально видящего ребёнка (компьютерная аудио и видиотехника).

Тифлоприборы характеризуются тем, что они доставляют сведения об окружающем мире, недоступные человеку с нарушениями зрения без их использования. Данные сведения зрячий человек получает естественным путём. Каждое тефлотехническое устройство служит промежуточным звеном в процессе взаимодействия между человеком и окружающей средой. Помимо этого, техническое устройство служит орудием воздействия человека на окружающие предметы. Техническое устройство может быть средством осуществления обратной связи при взаимной передаче информации от незрячего к объекту и наоборот. Технические устройства могут быть носителями и хранителями информации.

Технические средства, предназначенные для применения в детском саду для детей с нарушениями зрения, подразделяются на 2 группы.

Первая группа. Технические средства массовых учреждений, применяемые в специальном учреждении.

Вторая группа. Технические средства, специально созданные для ДОУ детей с нарушениями зрения: наглядные пособия, приборы, инструменты, оборудование, вспомогательные оптические и электро-акустические приборы, световые индикаторы, спортивные тренажёры и др.

Под специальными техническими средствами подразумевается совокупность технических устройств, с помощью которых ребёнок с нарушением зрения может получать информацию об окружающем мире.

Существует целый ряд разработанных оптических средств, технических приспособлений, машин и аппаратов, которые предназначены для слабовидящих и слепых.

К оптическим средствам относятся различного вида лупы (ручные, опорные, стационарные). Разработаны телевизионные увеличивающие устройства для слабовидящих, позволяющие получить увеличение до 60 раз.

Для лиц, страдающих дефектами полей зрения (трубчатое зрение), предназначены специальные оптические системы, изменяющие в необходимых пределах поле зрения. В случаях, когда зрение ухудшается в условиях повышенной освещённости, используются светозащитные коррегирующие линзы из цветного или бесцветного стекла с покрытием.

Для незрячих и слабовидящих разработаны и выпускаются различные по сложности технические устройства и приспособления: приспособление для вдевания нитки в иголку, трость для обеспечения возможности самостоятельного передвижения. Имеются специальные приборы для рельефного чтения и рисования. Существует специальная система «Говорящая книга», представляющая собой тиражированные на аудионосителях (кассеты, диски) записи книг.

В целях улучшения физической подготовки слепых детей и развития их двигательной активности используются специальные виды тренажёров, звуковые мишени, звучащие мячи и т. п.