Трудные дети и нравственно воспитание

Автор: | 21.05.2016

Особенности нравственного воспитания педагогически запущенных подростков

Трудные дети и нравственно воспитаниеОсобенности нравственного воспитания педагогически запущенных подростков — Индивидуальная Работа, раздел Педагогика, Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков Особенности Нравственного Воспитания Педагогически Запущенных Подростков. Так.

Особенности нравственного воспитания педагогически запущенных подростков. Так называемые «трудные» дети есть в каждом из возрастных периодов.

Это дети, педагогически запущенные в результате неправильного воспитания в семье или нездоровых отношений в ней. Не случайно В.А. Сухомлинский, подчеркивая причину появления «трудных» детей именно в отрицательном влиянии микросреды, говорил: «Причины, в силу которых ребенок становится «трудным», неуспевающим, отстающим в подавляющем большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства». Однако, наиболее рельефно типичные особенности « трудного» подростка проявляются именно в подростковом возрасте; не случайно этот возраст называют « трудным». Термином « трудный ребенок» в сложившейся педагогической практике обозначают подростка, требующего коррекции его личности.

К « трудным» относятся и непослушные, капризные, упрямые дети, проявляющие сопротивление требованиям, советам взрослых.

Выяснение реальных причин подобных отклонений, внимание к интересам ребенка при одновременной требовательности к нему и включении в коллективные формы деятельности являются основным путем предупреждения и преодоления капризов, упрямств, непослушания. Некоторые подростки отличаются озорством, недисциплинированностью, грубостью.

К ним особенно необходим индивидуальный подход и прежде всего установление истоков их недисциплинированности.

Работа с этими подростками предполагает целенаправленную организацию их активности, инициативы, уважение достоинства, прав на определенную самостоятельность.

Определенную группу составляют дети, поведение которых характеризуется отсутствием желания и привычки к трудовому усилию – ленью.

Родителям и учителям необходимо подмечать и поощрять проявляющиеся стремления, усилия такого ребенка, пробуждая в нем потребность, трудиться, приучая находить радость в разнообразной деятельности.

Выявляются и подростки, для которых наиболее характерным отрицательным качеством является лживость.

Борясь против такого недостатка, следует различать фантазирование и сознательное искажение истины. Ложь может быть следствием страха перед наказанием, стремления скрыть неблаговидный поступок, желания самоутвердиться, вызвать внимания окружающих. Типичны случаи лжи и как своеобразного понимания подростками товарищества, средства сокрытия проступка товарища. Необходима кропотливая работа, чтобы, во-первых, выяснить причины детской лжи, во-вторых, создать обстановку правдивости, доверия, взаимного уважения и требовательности при тактичном наказе всей неблаговидной лжи, ее взаимосвязь с трусостью, лицемерием. У части подростков из-за длительного неудовлетворения какой-либо существенной потребности возникают аффективные формы поведения: или заносчивость, агрессивность, бравада, или повышенная обидчивость, легкая ранимость.

В результате возникают своеобразные конфликты между уровнем притязаний и фактическим положением ребенка в коллективе.

Длительное сохранение аффективных переживаний и форм поведения приводит к формированию соответствующего отношения подростков к другим людям, к себе, к делу. Требуется своевременное вмешательство взрослых в целях разрешения внутреннего конфликта и предупреждения развития у детей аффективных форм поведения. При этом работа с «трудными» подростками обуславливает необходимость особенно корректного индивидуального подхода, предполагающего внимательное, доброжелательное отношения к ребенку, опору на его положительные качества, подчеркнутое доверие к его нравственным силам, потенциальным возможностям.[13, с.34] Наиболее сложна воспитательная работа с глубоко педагогически запущенными детьми.

Их характеризуют приемущественно импульсивное поведение, отрицательные потребности, искаженное представление о дружбе, товариществе, долге, чести. Понятие выправить «трудновоспитуемость» подростков лишь путем словесных воздействий бесплодно.

Добиться результата можно лишь путем вовлечения их в разнообразную деятельность, вызывающую у них интерес и напряжение всех сил. Предлагаемая ниже вниманию педагогов и родителей типизация «трудных» подростков опирается на разработанную в нашей психологической науке ориентировочную классификацию подростков – правонарушителей. Первую группу «трудных» подростков характеризует устойчивый комплекс общественно — отрицательных, аморальных, примитивных потребностей, система анти — общественных взглядов.

У подростков этой группы извращены представления о товариществе, смелости, весьма ослаблено чувство стыда. Они циничны, грубы, озлоблены, агрессивны. Эгоизм, равнодушие, отсутствие трудолюбия и стремление к потребительскому времяпрепровождению являются их типичными особенностями. Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, низменными устремлениями, стремящиеся подражать тем несовершеннолетним правонарушителям, которые отличаются устойчивым комплексом аморальных потребностей и откровенно антиобщественной направленностью отношений и взглядов.

Отличаясь обостренным индивидуализмом, неуживчивостью, эти подростки стремятся к привилегированному положению, притесняя слабых, младших. Для третьей группы «трудных» подростков характерен конфликт между деформированными потребностями, отношениями, интересами, взглядами. Подростки этой группы осознают недостойность совершаемых ими проступков. Однако, имеющиеся у них правильные нравственные взгляды не стали убеждениями, и эгоистические устремления к получению удовольствий, либо неумение противостоять ситуации вызывают антиобщественные поступки, приводя к накоплению опыта аморального поведения.

Четвертую группу составляют подростки со слабо деформированными потребностями. Их характеризует безволие, легкая внушаемость, легкомысленность, неустойчивость, неверие в свои силы, заискивание перед волевыми товарищами. В пятую группу входят подростки, ставшие на путь правонарушений случайно.

Они безвольны и поддаются различным влияниям.[13, с.54] Типология «трудных» подростков позволяет не только эффективно использовать методы воспитательного воздействия в целом, но и осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, находящемуся в острой, конфликтной ситуации. ГЛАВА 2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМИ ПОДРОСТКАМИ В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ 2.1 Программа индивидуальной работы с «трудными» учащимися в процессе нравственного воспитания Зная причины, усугубляющие личностные недостатки «трудного» ученика, можно использовать специальную программу изучения его личности и перевоспитания. — уровень направленности ученика, ее основное содержание, ведущие интересы, ценностные ориентации (что нравится делать, что нет, почему; как учится, трудится); — причины возникновения трудновоспитуемости, ранее оказавшие влияние на подростка и действующие поныне; — основные и сопутствующие недостатки, определяющие отклонения в поведении (в какой мере они связаны между собой, насколько устойчивы, в каких видах деятельности чаще всего проявляются); — взаимоотношения ученика с педагогами, родителями, коллективом класса (кто пользуется авторитетом, с кем дружит, с кем конфликтует); — положительные качества, которые могут стать основой для преодоления недостатков; — самосознание и самооценка подростка (какие свои недостатки и достоинства он осознает, какие не замечает и почему); — воспитательные возможности семьи в развитии положительных качеств подростка и преодоление недостатков. На основании полученных данных намечается, как изменить отношения ученика с родителями, затем с педагогом и коллективом; в чем должна заключатся индивидуальная работа с подростком по преодолению основного недостатка.[3, с.17] Работа с семьей педагогически запущенного подростка требует особого внимания педагогов.

В семьях, где сложились конфликтные отношения родителей и ребенка, неправильные педагогические установки взрослых, следует основное усилие направлять на их педагогическое просвещение и формирование ответственных и доброжелательных отношений.

Практическая помощь родителей школе, работа в кружках, совместный труд с детьми, участие в туристических походах способствуют взаимопониманию детей и взрослых, снимает напряженность в их отношениях.

В семье, где неблагополучная обстановка связана с ее распадом, алкоголизмом одного из родителей, основную воспитательную работу проводит родительский коллектив.

Родителям напоминают об их обязанностях по воспитанию ребенка, разъясняют причины возникновения данной ситуации и действия педагогов по отношению к ним, к их дочери или сыну.[4, с.25] Отношения «трудных» учеников с коллективом нормализуются в общей деятельности.

Организация активной деятельности подростка предусматривает набор нескольких, следующих друг за другом, ответственных поручений, при выполнении которых устраняются те или иные недостатки, или по крайней мере элементы основного недостатка.

В процессе работы по установлению контакта ребенка с одноклассниками обращается внимание на то, что собой представляют поступки воспитуемого, как воспринимает коллектив результаты его деятельности, как реагирует на успехи и неудачи. Индивидуальные беседы с подростком об особенностях проявления его личностных качеств в процессе деятельности и общения, беседы с коллективом о значительных и незначительных положительных изменениях в его поведении, поощрения этих изменений способствуют сближению коллектива и «трудного» ребенка.[3, с.14] Активность подростка проявляется тогда, когда он составил объективное представление о себе, своих возможностях и понял свои недостатки.

В этот момент наиболее эффективно стимулирование волевых усилий, направленных на достижение качественных показателей в труде и учении. Оно начинается с индивидуальных консультаций и применения следующих приемов работы: — Мобилизация внутренних сил на выполнение задания. Перед учеником раскрываются его возможности, умения, необходимость предстоящей работы лично для него, перспективы его усилий, содержание конкретных видов труда. — Активация целевой установки.

Поставленную учеником цель следует глубже мотивировать, а затем разработать с ним правила повседневного эффективного труда (начатое дело доводить до конца, не браться за несколько дел сразу, прилежно выполнять любого рода работу, оценивать ее результаты, анализировать ошибки). — Одобрение первых успехов в деятельности. Учитель несколько завышает оценку положительных результатов деятельности подростка с ним, чтобы у него возникло желание совершенствовать выработанные навыки учения и труда. — Щажение самолюбия.

Подростки с проявлением лености очень болезненно реагируют на обнажение их недостатков перед другими. Они отнюдь не равнодушны к своим неудачам, как это принято считать, напротив, они осознают и очень тяжело переживают то, что из-за недостатка воли не могут добиться успехов ни в одной области. Они остро нуждаются в повседневной помощи взрослых, но если вместо нее выслушивают упреки и наставления, то постепенно озлобляются, отказываются делать то, что не получается.

Целесообразно поэтому давать таким ученикам специальные задания, опрашивать их отдельно, сообщая классу только положительные результаты до тех пор, пока подростки не почувствуют уверенности в своих силах. — Подчеркивание неизбежности выполнения задания. Часто ленивый ученик пользуется однотипными мотивами оправдания: «Забыл», «Не знал», «Не успел» и т.д. Обычно учитель на это реагирует так: «Вчера ты не знал, сегодня забыл, завтра еще что-нибудь придумаешь, лишь бы только не работать» и выставляет неудовлетворительную оценку по предмету или поведению.

Такая реакция не только не стимулирует волевые усилия, но и надолго подавляет их. Прием подчеркивания неизбежности выполнения задания предполагает точное указание ученику, что делать, когда прийти на консультацию, когда отчитаться по выполненной работе. Более того, благодаря этому методу реализуется принцип сочетания требовательности и доверия. — Предупреждение ошибок путем стимулирования самоконтроля.

Используя этот прием, учитель стремиться помочь подростку разобраться в его ошибках, предупредить их: «Подумай, прочитай вот это правило. Ошибка здесь. Постарайся ее не повторить в следующий раз». — Стимулирование усилий на немедленное выполнение задания. Известно, что леность в учении или общественно полезном труде ученик оправдывает рядом мотивов, причем ведущим является мотив самоутешения: «Если захочу, сделаю все, как нужно», «Когда придет время, буду работать не хуже других». Данный прием необходимо направить на перестройку мотива, побуждение выполнить задание тотчас же.[3, с.48] 2.2