Статья воспитание и обучение детей с нарушениями развития

Автор: | 21.05.2016

Технология коррекционно-развивающего обучения детей со сложными нарушениями развития

Статья воспитание и обучение детей с нарушениями развитияВ статье представлено краткое содержание отдельных компонентов технологии коррекционно-развивающего обучения двигательным действиям детей со сложными нарушениями. Дается определение педагогической технологии в адаптивном физическом воспитании детей со сложными нарушениями.

Технология коррекционно-развивающего обучения детей со сложными нарушениями развития

Ключевые слова:педагогическая технология, компоненты технологии, адаптивное физическое воспитание, дети со сложными нарушениями, коррекционно-развивающее обучение, двигательные действия.

Аннотация.В статье представлено краткое содержание отдельных компонентов технологии коррекционно-развивающего обучения двигательным действиям детей со сложными нарушениями. Дается определение педагогической технологии в адаптивном физическом воспитании детей со сложными нарушениями, основанном на своеобразии психофизического развития, образовательных потребностях детей, целевых установок и ценностных ориентаций коррекционного обучения.

Technology remedial developmental education of children with complex disabilities

Rostomashvili L. N. PhD. Associate Professor,

St. Petersburg National State University of Physical Education, Sports and Health Named after P. F. Lesgaft.

Keywords:educational technology, components, technology, adaptive physical education, children with complex disabilities, remedial and developmental education, physical actions.

Abstract.The paper presents a summary of the individual technology components remedial developmental learning motor actions of children with complex disabilities. The definition of educational technology in the adaptive physical education of children with complex disabilities, based on the uniqueness of mental and physical development and educational needs of children, trust and value orientations of correctional training.

Анализ научно-методической литературы по физическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, анализ и обобщение передового опыта работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, многолетний опыт работы в таких школах дает основание говорить о том, что на сегодняшний день технологии физкультурного образования детей с отклонениями в состоянии здоровья более или менее разработаны. Однако что касается детей, имеющих сложные нарушения в развитии, фундаментальных исследований в этом направлении не выявлены. Проблема по-прежнему остается нерешенной.

Учитывая специфическое своеобразие психофизического развития этих детей, а также то, что без специально созданных условий обучения они не в состоянии овладеть учебной, игровой, трудовой деятельностью, очевидно, что традиционных методов обучения двигательным действиям для них недостаточно. Эти методы не могут обеспечить образовательные потребности «особых» детей. К тому же, отмечается тенденция увеличения числа детей со сложными нарушениями. В связи с этим возникает необходимость поиска педагогических технологий в адаптивном физическом воспитании (АФВ), оптимального пути преобразования коррекционного обучения, как решение проблемы перехода от традиционного обучения к инновационному.

Н. М. Борытко и др. [1] пишут, что технология (от греч. Techne — это искусство, мастерство, умение и логия, от греч. Logos — слово, учение) — совокупность методов, осуществляемых в каком-либо процессе. Согласно ЮНЕСКО [3] педагогическая технология — это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. В международных изданиях, посвященных педагогической технологии, можно обнаружить такое ее понимание: «Педагогическая технология — это не просто использование технических средств обучения или компьютеров; это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов».

В педагогической практике специального образования рассматриваются педагогические технологии по категории обучающихся. В этой классификационной группе, как пишут Г. К. Селевко [4], Г. Н. Грец [2], наиболее важными и оригинальными являются технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания), различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло- и олигофренопедагогика) в системе специального (коррекционного) обучения. Однако технологии обучения детей со сложными нарушениями не представлены. В связи с этим, педагогические технологии в АФВ детей со сложными нарушениями в развитии можно отнести к еще неразработанным.

Разработка новых педагогических технологий означает изменение самой деятельности и существенное преобразование целевых установок, ценностных ориентаций, конкретных знаний, умений, содержания учебного процесса. Создаваемые технологии должны быть адекватными состоянию здоровья детей, их возможностям, уровню их подготовленности и предыдущего двигательного опыта, должны стать деятельностью, которая будет удовлетворять естественные потребности «особого» ребенка. Такой деятельностью является двигательная активность, максимально возможная мобильность ребенка, а также его адаптация к окружающему пространству.

Исходя из выше описанного, термин «педагогические технологии в АФВ детей со сложными нарушениями развития» мы рассматриваем как систематическое и последовательное воплощение личностно ориентированного, спроектированного процесса обучения; систему модифицированных способов, средств и методов обучения, коррекционно-развивающих условий, управления учебным процессом, направленным на превращение образования в действенный фактор коррекционно-развивающего воздействия на «особого» ребенка.

Главная особенность данной технологии — ее построение на основе своеобразия психофизического развития детей (результаты комплексного изучения состояния здоровья), учета их образовательных потребностей и жизненно необходимых компетенций, наличие предыдущего двигательного опыта, а также тот факт, что такие дети до недавнего времени относились к категории необучаемых. Особое место отводится методике коррекционного обучения, включающей в себя методы и методические приемы обучения двигательным действиям детей.

Основными направлениями коррекционно-развивающей технологии в АФВ детей младшего школьного возраста со сложными нарушениями являются: образовательное, коррекционно-компенсаторное, лечебно-оздоровительное и профилактическое и направление по активизации сенсорной системы, познавательной и коммуникативной деятельности.

Одной из специфических особенностей данной технологии являются формы организации учебного процесса. Приоритетное место занимает индивидуальная форма. Однако используется также индивидуально-групповая форма организации занятий с детьми (от 2 до 4 человек в группе). Такая форма предполагает, что занимающиеся, уже достигли определенного уровня физической подготовленности на предшествующих индивидуальных занятиях, в результате чего они готовы взаимодействовать друг с другом в малых группах. Но когда речь идет об интеллектуальной недостаточности, несформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, нарушении психофизического развития, то следует сначала научить детей манипулятивной, игровой деятельности, сформировать у них минимальный уровень необходимых знаний и умений, а затем включать их в малогрупповые занятия.

На рисунке представлена структура и основные компоненты технологии коррекционно-развивающего обучения детей со сложными нарушениями в развитии.

Основными составляющими технологии коррекционно-развивающего обучения являются: целевой, содержательный, процессуальный, результативный и контрольно-регулирующий компоненты. Целевой компонент подразумевает определенную систему знаний об объекте -дети младшего школьного возраста со сложными нарушениями, цель, задачи и направленность педагогического воздействия, знание как общедидактических, так и специфических принципов обучения. Содержательный компонент включает в себя знания о своеобразие психофизического развития детей младшего школьного возраста со сложными нарушениями, знание программно-методического обеспечения АФВ, трудностей обучения детей двигательным действиям, а также пути их преодоления. Важной составляющей данного компонента являются знания о путях эффективности личностно ориентированного обучения, приемах оптимизации образовательного процесса, поиск «обходных» путей (по Л. С. Выготскому) коррекционно-развивающего и оздоровительного воздействия на детей для достижения основной цели — выведения их из категории «необучаемых.

Рис. Структура технологии коррекционно-развивающего обучения детей со сложными нарушениями развития

Важной частью педагогической технологии параллельно с содержательным, является процессуальный компонент, подразумевающий организационные формы, проектирование занятий на основе анализа комплексной диагностики; методику обучения двигательным действиям, модификацию образовательного процесса. Проектирование педагогического воздействия предполагает наполнение педагогической технологии разделами, отвечающих основным задачам обучения, в которых содержатся: способы создания специальных коррекционно-развивающих условий; модификации средств, методов, методических приемов, адекватных возрастному этапу развития ребенка, уровню его психофизического и функционального состояния. В рамках данного компонента рассматривается задача освоения учениками системы знаний, необходимых для сознательного формирования двигательных умений и навыков.

Результативный компонент предполагает: 1) воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения (индивидуального, малогруппового) в условиях специальных (коррекционных) учреждениях, а также в системе надомного обучения; 2) планирование организации коррекционно-развивающей среды обучения, а именно: взаимодействие ученик <—> учитель, создание условий для компенсаторного и развивающего развития, коррекции и развития сенсомоторики; 3) определение направленности, объема и характера коррекционно-развивающего воздействия; 4) оценка результатов педагогического воздействия и пр. Организация деятельности детей со сложными нарушениями основана на идеях максимально возможного развития личности учащегося, личностно ориентированного, феноменологического подхода к обучению; вариативности и свободного выбора деятельности на всех уровнях образовательной системы.

В дидактике АФВ детей со сложными нарушениями нами использованы методы обучения двигательным действиям, заимствованные из теории физической культуры [5] и ТиО АФК [6]. Однако специфические способы восприятия учебного материала детьми, имеющих сложные нарушения в развитии определяют необходимость модификации используемых методов. Модификация основана не столько на видоизменении, используемых методов, сколько на обогащении их содержания, на приемах приспособления к возможностям ребенка с опорой на его сохранные функции, запас знаний и умений, наличие предыдущего зрительно-слухового, тактильно-вибрационного и двигательного опыта, пространственной ориентировки, способности к подражанию и многое др.

Отбор методов для работы с данной категорией детей, определялся рядом факторов:

  • сложные нарушения развития обусловливают значительное сужение возможностей полноценного восприятия учебного материала за счет зрительной, слуховой, тактильно-вибрационной, кинестетической, информации. Снижение познавательной деятельности умственно отсталых детей также ограничивает поступление информации и снижает уровень ее восприятия;
  • сложные нарушения сопровождаются серьезными отклонениями в речевой и коммуникативной деятельности, особенно у глухих и слепоглухих детей. Способы общения у них носят специфический характер, поэтому словесный метод как ведущий в обучении слепых, использоваться не может;
  • сниженный уровень логического мышления, понятийного аппарата, словарного запаса, страх пространства ограничивают возможность развития двигательных умений и применения некоторых методов обучения;
  • имеющиеся двигательные нарушения у этих детей носят стойкий, а порой необратимый характер, что приводит к затруднениям в выборе средств и методов обучения двигательным действиям.

Как уже было сказано, процесс обучения детей, имеющих сложные нарушения, подвергается модификации, которая предусматривает:

Модификацию передачи учебной информации за счет:

  • информации посредством использования различных органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вибрация, температурные характеристики);
  • информации посредством языка жестов, сигналов, знаков, символов, пиктограмм, рисунков и пр.;
  • информации посредством способа, наиболее подходящего для уровня развития конкретного ученика.

Модификацию методов обучения за счет:

  • сочетания практического и словесного (жестовая, дактильная речь, письмо по Брайлю, дермография (письмо на ладони) и пр.) методов обучения;
  • позиционирования — адекватного выбора позы для оказания помощи ребенку во время изучения двигательного действия;
  • проявления внимания к реакции занимающихся;
  • оказания необходимой физической помощи и поддержки;
  • предоставления возможности выбора деятельности.

Модификация оборудования и приспособлений за счет:

  • оборудования игровой площадки;
  • использования различных сенсорных ориентиров;
  • использования яркого спортивного инвентаря;
  • модификации самого инвентаря и использования специальных приспособлений для занятий физическими упражнениями.

Модификация средств коммуникации за счет использования:

  • дактилологии, дермографии, письмо по Брайлю, пиктограмм, пантомимы;
  • сочетания средств общения, например, восприятие, осуществляется с помощью дермографии, а воспроизведение — с помощью системы Брайля;
  • несимволической коммуникации: движение тела, вокализация, выражение лица, жесты, и пр.
  • символической — рисунки, ежедневные календари и прочие предметы, служащие условным обозначением.

Модификации обучающей среды, которая ранее делала невозможным участие ребенка в игре:

  • спортивный инвентарь, доступный как для зрительного, так и для осязательного восприятия;
  • ароматизированные мячи, ленточки для обонятельного распознавания;
  • использование каната, веревки на земле, различных указателей (стрелки, указывающие направление движения, схемы, плакаты), матов в зале для обозначения границ в играх, когда необходимо четко указать поле игры;
  • использование звонков, бубна, свистков, голоса учителя, хлопков в ладоши и пр. в качестве указателей (каждая команда использует различные звуковые сигналы); озвученного мяча, метронома в качестве маячка или цели при игре в мяч, а также для звуковой дифференцировки;
  • использование короткой клюшки для учащегося, передвигающегося в инвалидной коляске при участии его в эстафете «Забей шайбу в ворота» и пр.

Выбор приемов модификации учебного процесса и метода обучения определяется не только учетом характера, степени и многообразия имеющихся нарушений у индивида, цели и задач обучения, образовательных потребностей и возможностей ребенка, но и уровнем профессиональных компетентностей педагога; владение педагогом и ребенком едиными способами коммуникации.

Таким образом, за счет выше перечисленных методических приемов технология коррекционно-развивающего обучения детей со сложными нарушениями приобретает специфический характер.

  1. Борытко Н. М. Соловцова И. А. Байбаков А. М. Педагогические технологии. Учебник для студентов пед. вузов. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. — 59 с.
  2. Грец Г. Н. Инновационные педагогические технологии физической реабилитации при различных заболеваниях // Адаптивная физическая культура. 2007. № 3. С. 20-22.
  3. Декларация принципов толерантности: резолюция Генеральной конференции ЮНЕСКО, 1995. Статья 1: понятие толерантности // [Электронный ресурс] http://www.tolerance.ru/declar.html (Дата обращения: 17.06.2012).
  4. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств: учебное пособие, 2005. С. 28-36.
  5. Теория и методика физической культуры: учебник /Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. — М. 6 Советский спорт, 2003. С. 58-69.
  6. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник: в 2 т. Т. 2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / Под общ. ред. проф. С. П. Евсеева. — М. Советский спорт, 2009. С. 26-41.