С чего начинается литературное воспитание ребёнка

Автор: | 21.05.2016

Приобщение ребёнка — дошкольника к миру художественной литературы

С чего начинается литературное воспитание ребёнкаПриобщение ребёнка – дошкольника к миру художественной литературы

Научить ребёнка сложному искусству чтения и понимания книги (именно искусству) очень трудно.

С.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открывать, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Чем характеризуются эти истоки? Способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображённые события, страстно переживать их. Ребёнок – дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного и прочитанного, «проживать» его. Ребёнок рисует, не задумываясь о мастерстве, любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Способность сорадоваться и сострадать у детей очень высока.

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих качеств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров.

Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Она раскрывает человеческие, духовные ценности.

Читатель начинается раньше, чем ребёнок научиться читать, а чтение как источник духовного обогащения – ничто другое. Ребёнок – слушатель – это уже читатель. Только читательская судьба ребёнка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредниками между писателем и слушателем (читателем).

С чего начинается литературное воспитание ребёнка?

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека. Основные черты такого читателя: это человек, который любит книгу, постоянно общается с ней.

Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребёнок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом.

В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанровых колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой.

Дошкольник не только постоянно осваивает новые, всё более сложные произведения, но и уже формируется как читатель: приобретает способность открывать и черпать новое, скрытое для него ранее содержание знакомых книг.

В дошкольном детстве складываются основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие фундамент для литературного образования.

Вышесказанное свидетельствует, что именно дошкольный период должен рассматриваться как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» человека.

Каковы же специфические цели и задачи литературного образования ребёнка в детском саду?

Это прежде всего подготовка его к последующим ступеням школьного образования. Это делает необходимым определение специфической программы литературного развития и образования на этапе дошкольного детства, разработку задач и содержания ознакомления детей с художественной литературой в детском саду. Ввести ребёнка в мир словесного искусства — значит познакомить его с существованием этого искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека. Приучить детей к постоянному общению с ним (искусством), показать многообразие жанров художественной литературы (проза и поэзия, рассказы и сказки, пословицы, загадки, песенки и многое другое), воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге. Специфическая задача детского сада – заложить основу полноценного восприятия и понимания художественной литературы, «открыть перед ребёнком мир словесного искусства».

Из чего складывается умение понимать художественную литературу?

1. Прежде всего, это умение представить, вообразить словесные картины, нарисованные писателем. Увидеть обстановку, действия героев, их внешность, поступки, взаимоотношения, почувствовать запахи, вкус, иногда услышать звуки.

2. Другим важнейшим компонентом процесса восприятия литературного произведения является познавательная деятельность, в результате которой человек осознаёт воспринятое, проникает в смысл произведения, его идею.

3.Наконец, важным моментом деятельности восприятия является эмоциональный отклик на литературное произведение. Для того чтобы полноценно воспринять литературное произведение, необходимо его эмоционально пережить «заразиться» им. Литературное произведение захватывает личность ребёнка целиком, и в этом проявляется развивающее значение чтения.

Для того, чтобы с достаточной чёткостью определить содержание работы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе, необходимо, с одной стороны, рассмотреть психологические особенности ребёнка и его возможности в области эстетического восприятия, а с другой — изучить своеобразие литературных произведений, вошедших в круг детского чтения, и определить их соответствие уровню восприятия дошкольника на разных этапах его детства.

Как ребёнок становится читателем?

Дошкольный возраст- период активного становления художественного восприятия ребёнка.

В это время совершается переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности ещё слито с жизненным, к ступеням собственно эстетической деятельности. Последняя реализуется в активном мыслительном сопереживании ребёнка героям, в перенесении им на себя действий, чувств, мыслей персонажей. Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственно личного опыта ребёнка. Литературные факты, которые совпадают с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно. Факты же, противоречащие опыту, не совпадающие с ним, часть осознаются неверно. Иногда дети неожиданно по-своему осмысливают самые, казалось бы, простые вещи. В связи с такой особенностью детского восприятия особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они выполняют в книге для младшего дошкольника роль первоначального импульса для воссоздания героев и событий; без рисунков художника воображение детей может не включится в работу и текст не будет понят. Однако наряду с непосредственным и очень ограниченным опытом в этом возрасте появляется и первый литературный опыт, помогающий детям осознавать содержание произведений. Слушая литературные произведения, дети прежде всего устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события чётко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Своеобразие восприятия литературных произведений у детей младшего возраста заключается в том, что при осмыслении текста ребёнок опирается главным образом на имеющийся у него непосредственный опыт, ещё очень ограниченный и узкий. Личный опыт превалирует над осознанием текста, мешая ребёнку понять те литературные ситуации, которые не совпадают с его жизненной практикой. Есть и ещё одна характерная для младшего дошкольника особенность- это необычная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам рифмам, выразительной интонации.

Исходя из особенностей восприятия и понимания произведений литературы детьми младшего возраста, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:

*формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения;

*обогащать жизненный опыт детей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;

*учитывать при отборе книг для детей тяготение ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениям;

*помогать детям устанавливать простейшие (последовательные) связи в произведении;

*помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;

*поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;

*помогать детям мысленно представить, увидеть события и героев произведения (с помощью отбора иллюстраций, опоры на личный опыт детей и др.), учить рассматривать иллюстрации.

Путём правильного отбора книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребёнка, на формирование его духовных ценностей.

Каковы критерии отбора книг?

1.Критерии, дающие возможность правильно оценивать достоинства детских книг, ввести в круг чтения дошкольников произведения разных видов, жанров, тематики.

2.Педагогические критерии позволяют устанавливать соответствие между конкретными литературными произведениями и возрастными возможностями детей и отбирать книги таким образом, чтобы они поднимали и вели ребёнка по ступеням литературного развития.

Критерии отбора помогают определить круг детского чтения, внести в него лучшие произведения детской литературы, ответить на вопрос, что читать детям с учётом их возраста.

Занятие — важная форма работы с книгой в детском саду. Здесь ребёнок нередко впервые знакомится с тем или иным произведением словесного искусства, учится слушать, воспринимать и понимать их. От того как воспитатель прочтёт детям книгу, зависит, как она будет воспринята.

Совместное слушание и переживание прочитанного активно влияет на возникновение интереса к литературе. Радость эстетического переживания усиливается в процессе обсуждения книги, которое у детей дошкольного возраста отличается большой конкретностью и эмоциональностью.

В структуре занятий по литературным произведениям можно условно выделить три части:

).Главная цель первой части занятия — познакомить детей с произведением, обеспечить полноценное первоначальное восприятие текста.

2.Следующая часть – беседа о прочитанном.

Различаются следующие категории вопросов, задаваемых после чтения.

1.Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям, изображённым в литературном произведении.

2.Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему.

3.Вопросы, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей.

4.Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности.

5.Вопросы, направленные на восприятие содержания.

6.Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам.

Чтение «с продолжением» во второй половине дня развивает у ребёнка привычку слушать книгу, формирует устойчивый интерес к художественной литературе. Оно тем более привлекательно для ребёнка и необходимо ему, что день в дошкольном учреждении расписан по минутам. Во время чтения следует создавать обстановку. близкую к домашней, ничем не напоминающую учебные занятия.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет книжный уголок. Здесь, в уголке книги, происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями. Это создаёт благоприятные условия для решения целого комплекса задач эстетического воспитания средствами художественной литературы.

Только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой. Следует также помнить, что задача детского сада – помочь родителям понять гуманистическую ценность искусства, его особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека. Воспитатель должен помочь семье в литературном развитии ребёнка, в формировании у детей читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры.

Детский сад должен информировать родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы. Информация может быть представлена в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения. В уголке для родителей целесообразно помещать советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях.

Воспитатель проводит индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы, показывает занятия по литературным произведениям, знакомит с книжным уголком.

Особая роль принадлежит родительскому собранию – наиболее ёмкой форме педагогического просвещения родителей. Здесь они имеют возможность получить необходимую информацию, обсудить наиболее важные вопросы детского чтения, поделиться собственным опытом чтения книг в семье: показать рисунки, отражающие впечатления ребёнка от прочитанного.

Школа Сухомлинского в основу воспитания ставила четыре культа: культ Родины, культ Матери, культ Слова и культ Книги. Мы любим книгу. Это значит — мы стремимся создать культ книги. Ибо детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда…