Психологические методы борьбы с детскими страхами

Автор: | 21.05.2016

Психологические методы борьбы с детскими страхамиГлавная > Психология

Методы борьбы с детскими страхами

Описание: Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне страх — это выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне — это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.

Реферат содержит 1 файл:

ДИПЛОМ окончательная версия.docx

96.02 Кб | Файл microsoft Word открыть

Не получается скачать реферат Методы борьбы с детскими страхами. — Техническая поддержка

ДИПЛОМ окончательная версия.docx

1.1.Предметы детских страхов……………………………………… ………..….5

1.2.Причины детских страхов……………………………………… ……….…..13

2.Возрастная динамика страхов…………………………………… …………. 21

2.1.Страхи детей от 1 года до 3 лет………………………………………..……21

2.2.Страхи детей от 3 до 5 лет……………………………………………….….26

2.3.Страхи детей от 5 до 7 лет……………………………………………..……29

3.Методы борьбы с детскими страхами………………………………………..35

4.1.Выявление детских страхов по методике А.И.Захарова…………..……. 40

4.2.Диагностика страхов у детей по Захарову с помощью их рисования…. 46

Человеку свойственно чего-то бояться. А уж ребенку тем более. Еще бы, ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется глупостью. Детские страхи могут получить отголоски и во взрослой жизни. Поэтому своевременное выявление детских страхов и, грамотно проведенная работа психолога, специалиста, родителей, воспитателей помогут ребенку. Такого вида расстройства как страхи появляются у 40% детей. Но страх вовсе не всегда является симптомом нервного или психического заболевания. Родители по большей части объясняют тревожное состояние своих детей разными причинами: кого-то напугал фильм или книга, кого-то собака на улице и т.д. Самое распространенное мнение, что дети боятся всякой ерунды, но это только нам, взрослым так кажется. Для ребенка страх — это самая сильная эмоция. Каждому известно ощущение страха, который сковывает, парализует, заставляет наше сердце биться с удвоенной силой.

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне страх — это выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне — это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.

Причина первая и наиболее понятная – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей покусанных собакой развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера малыша (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.)

По большей части, мы сами учим наших детей бояться. Какое-то неосторожное слово может навсегда отложиться в памяти ребенка и привести к непоправимым последствиям, когда малыш будет бояться уже на бессознательном уровне.

Причиной детских страхов могут быть многочисленные запреты со стороны родителей и воспитателей, а так же гнев и угрозы взрослых в адрес ребенка. Так самые распространенные — это внушенные страхи. Их источник — взрослые, окружающие малыша (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого.

Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. Конечно, когда ребенок вырастет, страх притупится, но не исчезнет!

Детская фантазия. одна из наиболее частых причин страха. Ребенок существо эмоциональное. Нередко он сам придумывает себе предмет страха. Разве многие из нас не боялись в детстве темноты? А почему? Не потому ли, что в темноте перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища? Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

Существуют внутрисемейные конфликты. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей и боится оказаться их причиной.

Очень часто причиной страха у ребенка может быть взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, обижает его, и малыш не хочет идти в садик, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Так же причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.

Исходя из актуальности проблемы, была определена цель дипломной работы — распознавание страхов у детей. Конкретными задачами исследования являются:

— изучение психолого-педагогической и методической литературы ;

— выявление страхов у детей ;

— сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей ;

— определение уровня тревожности у ребенка перед школой.

В работе были использованы методы исследования:

— изучение литературы по проблеме.

Для диагностики наличия страхов проводился опрос детей по методике А.И. Захарова.

Исследование проводилось в городе Воронеже, на базе УВК МДОУ.

В нем принимали участие 10 детей (объект исследования), 2 воспитателя.

1.Анализ детских страхов

1.1.Предметы детских страхов

Известно, что дети очень боязливы. Самые разнообразные предметы, и притом самые безобидные, возбуждают в них чувство страха. Стараясь окинуть одним взглядом весь круг предметов, возбуждающих в детях страх, и привести эти предметы в какой-либо порядок, мы можем представить такую классификацию их.

Две группы предметов детских страхов

Предметы детского страха распадаются на две большие группы: действующие преимущественно на органы внешних чувств ребенка, и преимущественно на детское воображение и рассудок. Первая группа предметов очень обширна и разнообразна; она же является и первоначальной. Первые детские страхи непосредственно связаны с различными впечатлениями на органы внешних чувств. Воображение и рассудок могут быть причинами детского страха не с самого начала жизни ребенка, так как на первых порах у детей не бывает ни воображения, ни рассудка — это позднейшие душевные образования, предполагающие уже некоторый опыт; а между тем, дети испытывают с первого дня жизни различные впечатления на органы внешних чувств.

Зрительные впечатления — источник страха