Программа интеллектуального развития малышей

Автор: | 21.05.2016

Программа интеллектуального развития малышейКоррекционная работа психолога в школе — Коррекционно-развивающие занятия

1). Пояснительная записка программы занятий « Развитие интеллектуальных способностей ребенка» (младший подростковый возраст 10-14 лет).
Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей – возраст от 3 до 8 лет. К концу подросткового периода ( к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека. Если по каким- либо причинам с ребенком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте, то это еще не поздно сделать в подростковом возрасте.
Способности развиваются в деятельности, и для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростков. Причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная.

Тренинги внимания, восприятия, мышления, памяти способствуют также развитию всех личностных качеств подростков. Они получают навыки групповой работы, где важна способность услышать другого, понять его замысел, т.е. происходит развитие коммуникативных способностей.
Цель программы. положительное изменение в интеллектуальном развитии подростка ( развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, и др.).
Задачи программы. 1. Поддержать высокий уровень интереса и познавательной активности у подростка,
2. развитие логического мышления, внимания, смысловой памяти,
3. развитие познавательных способностей, что позволит подросткам более успешно усваивать материал программы средней школы.
Формы работы. — групповые занятия по 45-60 минут (1-2 раза в неделю),
-тренинги внимания, памяти и других мыслительных операций,

  1. диагностика,
  2. индивидуальное консультирование подростков, родителей и учителей по запросам.

Группы для занятий формируются по желанию подростков, запросу учителей и родителей. В начале занятий проводится диагностика способностей детей.
«Диагностика интеллектуальных способностей
детей 10-14 лет».
Цель диагностики:

  1. Выявить уровень интеллектуальных способностей (уровень внимания, памяти, креативности, мышления, и др. ).
  2. Сформировать группы для развивающих занятий с подростками с целью улучшения интеллектуальных способностей.

3)Поддержать высокий уровень интереса к познавательной активности .
Использованные методики:
1 .«Графический диктант».
Цель: определение уровня развития произвольной сферы ребенка, изучение возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.
2. « Образная память»
Цель: изучение кратковременной памяти ( в качестве объема памяти – образ ( изображение предмета, геометрическая фигура, символ)).
3. «Интеллектуальные навыки».
Цель: исследовать целостные действия, сформировавшиеся в результате упражнений, характеризующиеся высокой степенью освоенности и отсутствием поэлементной сознательной регуляции.
4. Исследование креативности .
Цель: изучение творческих достижений, умения по разному использовать информацию.
5 .«Внимание».
Цель: Определить объем внимания и его концентрацию.
В заключительной части занятий проводится повторная диагностика, данные интерпретируются и составляются итоговые сравнительные таблицы, оформляются выводы, заключения. Результаты выдаются учителям, завучам, родителям и объясняются детям.
2 ). Тематический план-программа « Развитие интеллектуальных способностей ребенка» (младший подростковый возраст 10-14 лет),34 часа/год.

— развитие абстрактного мышления, его форм и основных операций ( анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация).

3). Заключение.
Для успешного обучения в среднем звене, для понимания и усвоения учебного материала у подростков должны быть сформулированы 3 составляющие мышления:

  1. высокий уровень элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, и др.);
  2. высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества идей ;
  3. высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.

Высокий уровень произвольности внимания, высокая устойчивость внимания, достаточный объем и распределение внимания, а также высокий уровень восприятия и памяти у подростка необходимы для успешной учебной деятельности.
Занимаясь с подростками развитием интеллектуальных способностей, можно достичь высоких результатов.

4). Фрагмент занятия .
Упражнение № 1. Игра «Паучок».
Цель игры – корректировка отклонений в развитии восприятия и ориентировки в пространстве,

  1. развитие внимания, координации движений.

Инструкция: «Сейчас мы будем играть в такую игру. Перед вами поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает паучок. Паук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать вам ходы, а вы будите передвигать по полю паучка в нужном направлении. Делайте это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!
Внимание! Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево, и т.д. Нарисуйте в клеточке, где остановилась муха ….(грибок).» Рисунки могут быть разными: солнышко, домик, тучка, и т.п. Можно в игру ввести второго героя, например жука или муху; увеличить поле до 25, 36 клеточек.

Упражнение № 2.
Цель. развитие и коррекция переключения внимания.
Инструкция: « Вы будите работать с таблицей («Арабско-римская таблица»), разделенной на клетки, в которых написаны числа арабскими и римскими цифрами в произвольном порядке. Арабские вы должны находить в обычном порядке от 1 до 25, а римские – в обратном, от XXIV до I. Вы должны попеременно отыскивать числа того и другого ряда, т.е. порядок вашей работы должен быть таким: 1, XXIV,2,XXIII,3 XXII и т.д. В сумме каждая пара составляет число 25. Работать нужно как можно быстрее, не допуская ошибок.”

Упражнение № 3.
Игра «Съедобное – несъедобное»
Цель: развитие внимания,
Снятие усталости от предыдущего упражнения.
Инструкция: « Поиграем в игру «Съедобное – несъедобное». Я буду называть разные предметы и слова, вы должны хлопнуть в ладоши, если это съедобное и молчать, если несъедобное. Кто ошибается – выбывает из игры. Я буду хлопать всегда, будьте внимательнее. В конце останется самый внимательный участник игры.
Внимание, начали: « яблоко, апельсин, карусель, дом, телефон, варенье, печенье, и т.д.» Постепенно усложняются слова и увеличивается темп игры».

Упражнение № 4. Нахождение слов – антонимов.
Цель- развитие вербальных способностей.
Упражнение лучше проводить с командами в форме соревнования (какая команда лучше и качественнее выполнит задание).
Инструкция учащимся: « Я буду поочередно каждой команде называть слово, вы должны отвечать словом, имеющим противоположное значение, т.е. называть слово-антоним. Старайтесь отвечать быстро и правильно. Выигрывает та команда, кто назовет больше слов – антонимов. Пример: «ночь»-«день», «узкий»-«широкий» и т.д.».
В левом столбике помещены понятия, которые должен называть учитель, в правом – возможный вариант ответа.

  1. начало-конец. 8. спуск-подъем.
  2. бедный-богатый. 9. нападение-защита.
  3. тепло-холодно. 10. праздник-будни.
  4. тревога-покой. 11. свобода-рабство.
  5. матовый-блестящий. И т.д.
  6. активный-пассивный.
  7. рассеянный-внимательный.

Упражнение № 5. «Города».
Цель: развитие памяти, мышления.
Участники игры сидят в кругу.
Условия игры: ведущий называет какой-либо город, например Москва. Первый из участников игры должен вспомнить название города на букву А. Например, он называет Армавир. Следующий должен вспомнить название города на Р и т.д..
Если кто-то из игроков назвал слово, оканчивающееся буквой, с которой не начинается название никакого города или не может вспомнить название города, он выбывает из игры.
Выигрывает тот, кто останется последним.

Упражнение №6. «Поиск общего».
Цель: развитие мышления.
Инструкция: я предложу вам два слова, мало связанных между собой.
Например: консервная банка и чашка,
дерево и дом,
мел и мука,
матрешка и конструктор,
блюдо и лодка.
За 10 минут вы должны написать как можно больше общих признаков для пары предметов.
Ответы могут быть самыми обычными, стандартными: в примере «блюдо» и «лодка» могут быть названы такие общие свойства, как «сделаны человеком», «имеют глубину».Необходимо указать как можно больше и таких признаков. Но особенно ценными являются необычные ответы, которые позволяют увидеть предложенные слова в совершенно новом свете ».

Главное меню

Это интересно

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Copyright © 2009 — 2016 Ваш психолог. Работа психолога в школе.


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.