Проблемы воспитания ребёнка с опфр

Автор: | 21.05.2016

Профессиональное самосознание воспитателя учреждения, обеспечивающего получение специального образования, как фактор эффективности педагогической деятельности

Проблемы воспитания ребёнка с опфрПроблемное поле к собеседованию для воспитателей школ, школ-интернатов

  1. Профессиональное самосознание воспитателя учреждения, обеспечивающего получение специального образования, как фактор эффективности педагогической деятельности

Понятие профессионального самосознания. Уровень педагогической культуры. Структура профессионального самосознания. «Образ Я» педагога. Профессиональное обновление, самовоспитание и самообразование как основные формы самосовершенствования в профессиональной деятельности воспитателя. Самоиндефикация и самооценка педагога. Условия развития личности педагога. Педагогический имидж. Здоровье педагога как профессиональная ценность.

  1. ^ Профессионально-педагогическое общение, культура речи педагога

Определение педагогического общения. Цели педагогического общения (информационная, побудительная, контактная, координационная и др.). Коммуникативная компетентность педагога. Базовые умения профессионального общения. Уровни педагогического общения. Личностные показатели и профессиональные качества, наиболее значимые для педагогического общения. Барьеры педагогического общения. Культура речи педагога, типичные речевые ошибки.

  1. ^ Процесс воспитания детей с ОПФР и условия его совершенствования на современном этапе развития общества

Определение понятия «воспитание», цель и задачи воспитания детей с ОПФР. Принципы воспитания (связь воспитания с жизнью и практикой; общественная направленность воспитания; целостность, единство всех компонентов воспитательного процесса; коррекционная направленность воспитательного процесса; гуманизация воспитания; уважение к личности ребенка; воспитание в коллективе и через коллектив, комплексность). Основные направления воспитательной работы. Средства воспитания (средства непосредственного и опосредованного влияния). Воспитательные нововведения (педагогическое новшество, новация, инновация)

  1. ^ Методы воспитания в специальной педагогике

Методы воспитания: понятие, классификация методов воспитания (по направленности, характеру деятельности воспитателя и воспитанников, по месту в процессе воспитания)

Классификация методов воспитания на основе концепции деятельности. Характеристика методов формирования сознания, воли, чувств (беседа, рассказ, объяснение, убеждение); методов стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание); методов организации деятельности и формирования поведения (педагогические требования, создание общественного мнения, приучения, упражнения, поручения).

  1. ^ Организация и содержание взаимодействия с родителями в условиях учреждения, обеспечивающего получение специального образования

Семья как система. Изучение семьи ребенка, ее индивидуальных особенностей. Социальный анамнез семьи. Мотивация родителей на сотрудничество с педагогами, включение их в деятельность учреждения. Взаимодействие с различными типами семей воспитанников. Планирование взаимодействия с семьями детей. Психолого-педагогическое просвещение родителей. Основные формы взаимодействия с семьями детей с ОПФР: родительское собрание, консультация, беседа, открытое занятие, лекции, семинары и др. Педагогический такт в общении с родителями.

  1. ^ Нормативно-правовое обеспечение специального дошкольного образования

Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)»: цель, общая характеристика содержания, дата принятия.

Государственный образовательный стандарт специального образования

Часовае палажэнне аб iнтэграваным навучаннi дзяцей з асаблiвасцямi псiхафiзiчнага развiцця»: основные положения, задачи и функции интегрированного обучения, организационные формы, реализация Положения.

Положение о специальной общеобразовательной школе (школе-интернате) для детей с особенностями психофизического развития

Положение о пунктах коррекционно-педагогической помощи

  1. ^ Система специального образования в Республике Беларусь, тенденции и перспективы ее развития

Организация специального образования (в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования; на дому; в условиях организаций здравоохранения; в условиях учреждений социального обслуживания).

Учреждения, обеспечивающие получение специального образования (специальные учреждения образования; учреждения образования общего типа, создавшие условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития).

Специальные учреждения образования (специальные дошкольные учреждения; специальные общеобразовательные школы (школы-интернаты); вспомогательные школы (школы-интернаты); центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Категории лиц с физическими и (или) психическими нарушениями, для которых создаются специальные учреждения образования. Организация процесса обучения и воспитания детей с ОПФР. Приоритетные направления развития системы специального образования.

  1. Классификации нарушений в психическом развитии. Виды отклоняющегося развития.

^

Классификация видов психического дизонтогенеза В.В. Лебединского.

Классификация отклонений в развитии Н.Я. Семаго и М.М. Семаго. Классификация нарушений в психическом развитии согласно «Классификации психических и поведенческих расстройств» международной системы болезней десятого пересмотра.

  1. ^ Здоровьесберегающая организация воспитательного процесса в специальной педагогике

Состояние здоровья учащихся. Причины неблагополучия здоровья в школьном возрасте. Основные подходы к сохранению и укреплению здоровья школьников. Принципы здоровьесберегающей педагогики. Задачи воспитателя по реализации здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающая направленность педагогических методов и приемов. Проблема питания учащихся. Проблема предупреждения вредного воздействия на здоровье детей факторов, связанных с учебно-воспитательным процессом. Проблема охраны и укрепления психологического здоровья учащихся. Проблема организации физической активности школьников, профилактики гиподинамии. Обеспечение безопасности и профилактика детского травматизма. Организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.

  1. ^ Коррекционная направленность воспитательного процесса в специальной педагогике

Понятия «коррекционное развитие», «коррекционное обучение», «коррекционное воспитание». Цели и задачи коррекционно-воспитательной работы в учреждении, обеспечивающем получение специального образования. Особенности личности воспитанников. Выявление и развитие положительных сторон личности ребенка. Воспитание навыков самообслуживания, бытовая ориентировка и социальная адаптация ребенка с ОПФР. Физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание школьников, формирование норм поведения. Диагностика уровня воспитанности учащихся. Программа коррекционного воспитания.

  1. ^ Личностные особенности детей и подростков с отклонениями в развитии.

Понятие личности. Соотношение биологических и социальных факторов в процессе формирования личности в норме и патологии. Основные механизмы формирования нарушений в развитии личности детей и подростков с особенностями психофизического развития.

Особенности развития личности (категория детей с ОПФР по выбору). Понятие индивидуального и дифференцированного подхода в специальном образовании.

Группы методов профилактики и коррекции отклонений в личностном развитии

  1. ^ Формирование социально-бытовой компетентности у учащихся с ОПФР

Сущность понятий «социальная адаптация», «социально-бытовая ориентировки» и «социально-бытовая компетентность». Система работы школы, формирующая социально-бытовую компетентность учащихся с ОПФР (занятия СБО, уроки общеобразовательного цикла, занятия воспитателя, общественно-полезный труд, групповая и общешкольная работа во внеурочное время). Характеристика основных методов, используемых для формирования социально-бытовых знаний и умений и направленных на решение проблем социальной адаптации.

  1. ^ Формирование коммуникативной компетентности у учащихся с ОПФР

Понятие коммуникативной компетентности. Вербальные и невербальные методы общения. Диагностика коммуникативных навыков у учащихся. Формы и методы обучения общению.

  1. ^ Проблемы социализации и интеграции учащихся с ОПФР

Понятия: социализация, адаптация, интеграция. Основные проявления социальной адаптации, социализации человека, средства их достижения. Подготовка к выполнению социальных ролей. Формирование социального опыта и навыков социального взаимодействия. Условия успешной социализации и социальной адаптации детей и подростков с ОПФР. Семья как институт социализации.

Виды интеграции: социальная и образовательная. Основная идея интегрированного обучения детей с ОПФР. Варианты интеграции в обучении. Формы интеграции: интернальная и экстернальная. Внешние и внутренние показатели к интегрированному воспитанию и обучению. Проблемы интегрированного воспитания и обучения.

  1. ^ Создание адаптивной образовательной среды в учреждениях специального образования

Образовательная среда, ее состав и границы. Характеристика основных групп средовых ресурсов. Принципы построения предметно-развивающей среды в специальном дошкольном учреждении.

Предметно-пространственная среда как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития школьников с особенностями психофизического развития (принципы, специфика организации и др.)

  1. ^ Педагогическая коррекция нарушений поведения у учащихся с ОПФР

Причины поведенческих отклонений у детей, их классификация. Социально обусловленные и органические причины, неблагоприятные условия развития. Социальная дезориентация, негативное самопредъявление, семейная изоляция, хроническая неуспешность, уход от деятельности, вербализм (предпосылки возникновения, психологические особенности проявления, прогноз, коррекционные мероприятия).

  1. ^ Условия становления личности ребенка с ОПФР

Определение понятия «личность». Соотношение биологических и социальных факторов в процессе формирования личности в норме и патологии. Принципы воспитания. Связь воспитания с жизнью, с практикой. Коррекционная и общественная направленность воспитания. Опора на положительное в личности ребенка. Гуманизация воспитания. Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании. Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью. Воспитание в коллективе и через коллектив. Особенности развития личности (категория детей с ОПФР по выбору). Роль воспитателя в формировании личности ребенка с ОПФР.

  1. ^ Система трудового воспитания в специальной педагогике

Сущность трудовой подготовки учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования. Основные виды труда, осваиваемые учащимися с ОПФР. Трудовое воспитание учащихся: понятие, цель, задачи, характеристика содержания. Формы организации общественно полезной трудовой деятельности и виды общественно полезного труда.

  1. ^ Нравственно-этическое воспитание учащихся с ОПФР

Понятие, цель, задачи, основные направления работы, характеристика их содержания. Формы работы по нравственно-этическому воспитанию. Методы нравственного воспитания: методы формирования нравственного поведения, нравственного сознания. Критерии и показатели нравственной воспитанности школьников с ОПФР (знание нравственных норм; наличие в сознании ученика нравственных правил; потребность и умение их выполнять; способность переживать нравственные чувства; поведение в соответствии с нравственными нормами).

  1. ^ Детский коллектив как субъект воспитания

Определение понятия «ученический коллектив», его основные признаки. Функции детского коллектива, их характеристика. Этапы формирования ученического коллектива, их характеристика (становление коллектива; становление актива; расцвет коллектива, дальнейшее развитие коллектива). Основные аспекты взаимоотношений педагогов и учащихся в детском коллективе. Проблема взаимоотношений личности и коллектива.

Рекомендуемая литература

  1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия /Сост. Соколова Н.Д, Калиникова Л.В. – М. ГНОМ и Д, 2001.
  2. Карпухина О.И. Рябова Н.В. Специальная педагогика в опорных схемах: Учеб. пособие. – М. Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
  3. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии . – М. 1994.
  4. Боскис В.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М. Просвещение, 1975.
  5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой. – М. Школа-Пресс, 1994.
  6. Ганеев и др. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М. Изд. центр «Академия», 1999.
  7. Дефектология . Словарь-справочник /Под ред. Б.П. Пузанова. – М. Новая школа, 1996.
  8. Коррекционная педагогика . Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. — М. Изд. центр «Академия», 1998.
  9. Малер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. – М. Просвещение, 1990.
  10. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике): Учеб. пособие / Сост. Н.В. Новоторцева. – Ярославль, 1999.
  11. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ / Под ред. А.Н. Нигаева, В.В. Коркунова. – М. 1990.
  12. Сурдопедагогика /Под ред. М.И. Никитиной. – М. Просвещение, 1989.
  13. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития /Нижегород. гос. пед. ин-т. – Н.Новгород,1994.
  14. Ермаков В.П. Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М. Просвещение, 1990.
  15. Дети с отклонениями в развитии . Методическое пособие /Авт.-составитель Н.Д. Шматко) – М.:АКВАРИУМ ДЛТ, 2001.
  16. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха . Методические рекомендации /Под ред. Л.М. Шипицыной, Л. П. Назаровой. – СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  17. Колеченко А.Г. Энциклопедия педагогических технологий . – СПб. «КАРО», 2001.
  18. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии . – М. АРКТИ, 2002.
  19. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. — М. Академия, 2001
  20. Ольшанская Н. А. Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей. – Волгоград: Учитель, 2005.
  21. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе . – М. АРКТИ, 2005
  22. Коноплева А.Н. Лещинская Т.Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография. – Мн. НИО, 2003.
  23. Мастюкова Е.М. Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверствова. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  24. Завражин С.А. Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями . Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. Академический Проект: Трикста, 2005.
  25. Специальная педагогика . Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – М. Издательский центр «Академия», 2000.
  26. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики . Учеб. пособие. – Мн. ООО «Асар», 2003.
  27. Трошин О.В. Жулина Е.В. Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учебное пособие. – М. ТЦ Сфера, 2005.
  28. Гайдукевич С.Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения: учеб.-метод. пособие /С.Е. Гайдукевич и др.; под общ. ред. С.Е. Гайдукевич, В.В. Чечета. – Минск: БГПУ, 2006.
  29. Коррекционная педагогика и специальная психология . Словарь: Учебное пособие / Сост. Н.В. Новоторцева. – 4-е изд. перераб. и доп. – СПб. КАРО, 2006.
  30. Концепция реформирования специального образования: Приказ М-ва образования Респ. Беларусь, 3 нояб. 1999 г. № 660 // Зборнік нарматыўных дакументаў М-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2000. – № 1 (493). – С. 19 – 32.
  31. Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании): Закон Респ. Беларусь, 18 мая 2004 г. № 285-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 87. – 2/1034.
  32. Положение о Пункте коррекционно-педагогической помощи. Постановление Министерства образования Республики Беларусь № 53 от 20.11.2000 г.