Принципы физического воспитания и закаливания детей различных возрастов

Автор: | 21.05.2016

Принципы физического воспитания

Принципы физического воспитания и закаливания детей различных возрастовДейственность системы физического воспитания определяется принципами, лежащими в ее основе. Это кратко выраженные научно-методические положения, отражающие закономерности овладения детьми двигательными навыками, развития двигательных способностей, формирования личности в процессе двигательной деятельности.

Основные принципы системы физического воспитания детей дошкольного возраста можно разделить на две группы:

1) принципы организации педагогического процесса по физической культуре в учреждении дошкольного образования — общепедагогические принципы;

2) принципы построения занятий физическими упражнениями с детьми — общеметодические принципы .

К общепедагогическим принципам организации педагогического процесса по физической культуре в учреждении дошкольного образования относятся:

принцип природосообразности. предполагающий воспитание ребенка с учетом возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей.

Реализация данного принципа проявляется в учете педагогом индивидуальных особенностей каждого ребенка при различных формах работы по физической культуре, специфики мотивации деятельности детей дошкольного возраста, особой значимости игровых мотивов, потребности детей в самоутверждении и т.д.;

принцип непрерывности развития. обеспечивающий преемственность целей, содержания и организации физкультурной деятельности при развитии физической культуры личности ребенка на каждом возрастном этапе дошкольного детства;

принцип развивающего характера образования. предполагающий вовлечение ребенка в различные виды деятельности, использование игр и упражнений, что способствует обогащению воображения, мышления, памяти и речи. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности ребенка, который является полноценным субъектом деятельности;

принцип единства обучения и развития. проявляющийся во взаимосвязи овладения ребенком двигательными навыками с состоянием и развитием опорно-двигательного аппарата, вегетативных функций организма и двигательных качеств. На занятиях физическими упражнениями этот принцип обязывает педагога вести обучение во взаимосвязи с обеспечением физической подготовленности и развития двигательных качеств;

принцип оздоровительной направленности. означающий, что при выборе средств и методов физического воспитания педагог должен руководствоваться прежде всего их оздоровительной ценностью. Целесообразность проведения любого физкультурного мероприятия следует рассматривать с точки зрения здоровья ребенка, соответствия физических нагрузок его возможностям. При этом необходимо осуществлять педагогический и медицинский контроль;

принцип гармоничного развития личности. означающий связь физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, нравственным, эстетическим и т.д.), согласованное и соразмерное развитие физических способностей, разностороннее формирование двигательных умений и навыков и освоение специальных знаний;

принцип субъектности. включающий гуманистический тип взаимоотношений участников образовательного процесса, в котором ребенок выступает как субъект собственной деятельности. Данный принцип означает направленность педагогической деятельности на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности ребенка, учет этих качеств и индивидуального опыта детей в процессе физического воспитания;

принцип сотрудничества. предусматривающий объединение целей детей и взрослых, общую деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание, общую устремленность в будущее и взаимную поддержку. Данный принцип предполагает также взаимопонимание педагога и родителей, согласованность действий, их сотрудничество в физическом развитии ребенка.

При построении занятий по физической культуре необходимо учитывать общеметодические принципы :

принцип научности. предполагающий построение физического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с закономерностями их социализации, психического и физического развития;

принцип доступности. определяющий постановку двигательных заданий, которые соответствуют уровню психофизического развития детей;

принцип систематичности. обусловливающий необходимость регулярности, последовательности и преемственности при формировании у детей дошкольного возраста физкультурных знаний и двигательных умений;

принцип сознательности и активности. предполагающий, что педагог в процессе физического воспитания поддерживает у детей интерес к занятиям, формирует сознательное отношение ко всему тому, что составляет содержание занятий. Осознанавая оздоровительное воздействие физических упражнений на организм, ребенок приучается самостоятельно решать двигательные задачи;

принцип наглядности. базирующийся на предрасположенности ребенка к чувственному восприятию окружающего мира. Использование данного принципа позволяет успешно формировать у детей представления об осваиваемых движениях, их ритмическом рисунке, пространственных, временных и динамических характеристиках, рациональной технике и тактике питательных действий;

принцип развития детского творчества. обусловливающий появление новых мотивов деятельности детей дошкольного возраста, что перестраивает их мотивационно-эмоциональную сферу, способствуя формированию эвристической структуры личности в целом. Реализация данного принципа в процессе физического воспитания означает широкое использование игры, сказки как источника детского творчества, детского экспериментирования;

принцип системного чередования нагрузок и отдыха. определяющий суммарный эффект физкультурного занятия. Для сохранения повышенного уровня функционирования различных систем организма нужны повторные нагрузки через строго определенные интервалы отдыха. Систематическое повторение нагрузок на фоне недовосстановления приводит к снижению работоспособности организма;

принцип индивидуализации. предполагающий такую организацию физкультурно-оздоровительного процесса, при которой выбор способов, приемов, методов обучения и оздоровления обусловливается индивидуальными особенностями здоровья, физического и двигательного развития детей. Индивидуализацию обучения можно рассматривать и в качестве самостоятельной педагогической технологии.

Дата добавления: 2014-12-09 ; просмотров: 855 ;