Поощрение и наказание ребенка 4 лет

Автор: | 21.05.2016

#1886 Психологические особенности поощрения и наказания

Поощрение и наказание ребенка 4 летЗаказать эту работу

Содержание

Введение________________________________________________________3
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы воздействия
методов поощрения и наказания на подростков 14-15 лет_______________6
1.1. Исторические аспекты и основные взгляды на изучаемую
проблему_______________________________________________________6
1.2. Психологические особенности старшего подросткового возраста
и применение методов поощрения и наказания в данный период________14
Глава II. Методология исследования и анализ полученных данных______24
2.1. Программа и методы исследования_____________________________24
2.2. Анализ и результаты исследования_____________________________34
Заключение____________________________________________________46
Список литературы______________________________________________50
Приложение.

Введение

Актуальность.
Поощрение и наказание… Метод кнута и пряника… Что это? Это одна из самых популярных моделей воспитания детей, в том числе и подростков (которые в глазах большинства взрослых продолжают оставаться детьми вплоть до совершеннолетия). С первых дней жизни, воспитывая ребенка поощрениями и наказаниями, мы внедряем в его сознание образ вселенского кнута и пряника и можем подорвать его веру в справедливость. В подростковом возрасте использование такого метода наиболее опасно для становления личности ребенка. Но такое воспитание нельзя не признать действенным в этом возрасте. Поэтому необходимо учитывать массу особенностей применения данного метода, все нюансы его воздействия на личность подростка, переживающего сложный период своего становления. В этом и заключается актуальность задуманного исследования.
Взрослым, родителям и педагогам, используя методы поощрения и наказания, всегда необходимо учитывать психологический риск.
В настоящее время существует множество взглядов, подходов, концепций к изучению психологических особенностей поощрения и наказания в подростковом возрасте. Однако в популярной психологической, педагогической литературе, предназначенной для родителей, все эти знания пока не получили достаточно полного и систематического освещения.
Гипотеза.
Психологические особенности воздействия методов поощрения и наказания на подростков 14-15 лет заключаются в следующих положениях:
1. Эффективность методов поощрения и наказания в данном возрасте остается достаточно высокой.
2. Поощрение как метод регуляции поведения подростка является более действенным в старшем подростковом возрасте, чем наказание.
3. Переживание наказания негативно отражается на психике подростка.
4. Эффективность применения данных методов зависит от самооценки подростка, при высокой самооценке наиболее целесообразно применять наказание, при низкой – поощрение.
5. Использование матерью и отцом разных методов поощрения и наказания приводят к негативным последствиям личностного становления подростка (социальной неудовлетворенности, повешенной заинтересованности в поддержании межличностных отношений, боязни конфликтов и др.).
Объект – подростки 14-15 лет.
Предмет – процесс воздействия методов поощрения и наказания на подростков 14-15 лет.
Цель – определить психологические особенности методов поощрения и наказания на подростков 14-15 лет
Задачи:
1. рассмотреть изучаемую проблему в историческом аспекте;
2. дать определение основным понятиям данной темы;
3. охарактеризовать психологические особенности старшего подросткового возраста (14-15 лет);
4. выявить особенности воздействия методов поощрения и наказания на подростка;
5. проанализировать данные исследования.
Методы:
1. беседа – интервью;
2. анкетирование;
3. методика завершения предложения.
Научная новизна данной работы заключается в том, что исследований по данной теме до сих пор не проводилось, и нет однозначного мнения, как влияют методы поощрения и наказания на подростков 14-15 лет.
Теоретическая значимость состоит в целостном анализе проблемы воздействия методов поощрения и наказания на подростков 14-15 лет, выявлены основные психологические особенности данного воздействия.
Практическая значимость. Материала проведенного исследования можно использовать при проведении семинаров по проблемам воспитания подростков, при подготовке специалистов педагогов, психологов, социальных работников.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется научный аппарат: объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, о методы исследования; раскрывается теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы изучения проблемы воздействия
методов поощрения и наказания на подростков 14-15 лет» рассматриваются исторический аспект и основные понятия, раскрывающие целостную картину исследуемой проблемы.
Во второй главе «Методология исследования и анализ полученных данных» описываются методы, используемые в ходе работы, анализируются результаты экспериментальных данных, приводятся основные выводы исследования.
В заключении обобщаются все основные выводы проделанной работы, дается личный взгляд на исследуемую проблему.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М. Издательский дом Ш. Амонашвили, 1993
2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М. Академия, 2000, 162 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968.
4. Венгер Л.А. Мухина В.С. “Психология” Москва “Просвещение” 1988г.
5. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. М. 1980.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4 Детская психология/ Под ред. Эльконина Д.Б. М. Педагогика, 1984.
7. Гордин Л. Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей. – М. Педагогика, 1971
8. Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. – М. Знание, 1986
9. Добсон Д. На вопросы отвечает доктор Добсон. [Пробл. взаимоотношений родителей и детей в семье] // Воспитание школьников. — 1995. — N 4. — С. 31-36.
10. Дубровина И.В. “Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту” Москва, 1987 г
11. Кон И.С. Психология ранней юности. М. Просвещение, 1989
12. Крутецкий В.А. “Психология” Москва “Просвещение” 1986г.
13. Кулагина И.Ю. “Возрастная психология” Москва, 1998 г.
14. Кэрролл Э. Изард Психология эмоций. – С. Пб: «Питер», 2002. С. 203-206
15. Леванова Е.А. Они уже не дети./ Возрастная психология: Хрестоматия. – М. Педагогика, 1991. – 208 с.
16. Леви В. Нестандартный ребенок. – С. Пб: Питер, 1993
17. Лихачев Б.Т. «Педагогика. Курс лекций» Москва, 1996
18. Лихачев Б. Т. Простые истины воспитания. – М. Педагогика, 1983,
19. Макаренко А. С. Соч. В 7 т. Т. V. М. 1958
20. Макаренко А.С. «О воспитании» Москва,1988
21. Мельников В.М. Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности.- М. Просвещение, 1985.
22. Немов Р.С. “Психология развития” Москва, 1998 г.
23. Николаева Е.И. Сравнительный анализ представлений детей и их родителей об особенностях поощрения и наказания в семье // Психология. — 2006. — N 2. — С. 118-125.
24. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И.Пидкасистого. М. Российское педагогическое агентство, 1996.
25. Педагогическая Энциклопедия. В 4 т. / под ред. И. А. Каирова – М. 1966 – Т. 3
26. Петровский А.В. “Проблема развития личности с позиций социальной психологии” Москва, 1984 г.
27. Подласый И.П. «Педагогика» Москва,1996
28. Практикум по общей экспериментальной психологии. 2-е изд. /Под. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб: Питер, 2003.
29. Прихожан А.М. Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М. 1990.
30. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю.И. — М. Российское педагогическое агентство, 1997. С. 103-140.
31. Российская Педагогическая Энциклопедия (в двух томах), т. 2 М-Я, М. Научное Издательство “Большая Российская Энциклопедия”, 1999
32. Спиваковская А. С. Как быть родителями: О психологии родительской любви. — М. 1986
33. Тихомирова Е.Л. Поощрение и наказание детей в семье как методы воспитания нравственного поведения // Духовно-нравственное воспитание студентов и школьников. материалы науч.- практ. конф. 20-21 апр. 2005 г. / Вологод. гос. пед. ун-т. — Вологда. Русь, 2006. — C. 59-63.
34. Тихомирова Е.Л. Развитие взглядов отечественных педагогов XX века в изучении методов поощрения и наказания детей в семье. автореф. дис. канд. пед. наук / Тихомирова Е.Л. — Архангельск, 2004. — 21 с.
35. Фромм Аллан. Азбука для родителей. — 3-е изд. сокр. // Пер. И. Г. Константиновой, — М. Знание, 1994
36. Шишова Т. Наказывать с любовью // Крестьянка. — 2006. — N 10. — С. 144-147.
37. Шуман С. Г. Родительские тревоги: Из опыта работы психолого-педагогической службы. – М. Педагогика. 1989.

МЫ ПРЕДЛАГАЕМ: