Почему ребенок не боится наказания

Автор: | 21.05.2016

Почему ребенок не слушается?

Почему ребенок не боится наказанияЛюбой страх, возникающий в процессе развития отношений между людьми, обусловлен опытом. Если ребенку придумывали «страшное» наказание – возникает страх. Следует помнить, что отношение к наказанию индивидуально. Если один ребенок больше всего боится укоризненного взгляда матери, то другой его может не заметить, и напугать такого ребенка можно только ремнем.

Дети не могут после первого наказания стать ангелами, они все равно будут шалить, нарушать правила взрослых, ошибаться. Поэтому наказание должно быть посильно для психики ребенка. Если наказание слишком строгое, а страх наказания слишком велик, возникает обратный эффект – ребенок не слушается, он начинает отчаянно игнорировать любые наказания, тогда приходится придумывать новые, более строгие. Конфликт усугубляется, ситуация заходит в тупик.

Чтобы наказания были эффективными, следует выполнять некоторые правила:

– нельзя наказывать лишением возможности осуществлять жизненные процессы: приема пищи, сна, умывания и т. д.;

– нельзя лишать ребенка своей любви и расположения;

– категорически недопустимы физические наказания;

– требования к ребенку должны быть понятными (ребенок должен знать, чего от него хотят, почему и что будет, если он не выполнит требование), справедливыми (ребенок должен принять предлагаемые условия, согласиться с ними), последовательными и систематическими (нельзя менять правила только потому, что так удобно взрослым. Изменения возможны лишь по очень серьезным причинам, которые обязательно нужно объяснить ребенку так, чтобы он их принял).

Почему ребенок не слушается?

Ребенок не видит ценности своей высокой активности и поэтому не стремится с ее помощью утвердиться в глазах окружающих. Те, естественно, постоянно выражают свое недовольство несамостоятельностью малыша. Периодически по этой причине возникают конфликты, которые ведут к появлению такого отрицательного качества, как раздражительность.

Раздражительность выражается в том, что ребенок, ожидая негативной оценки своего поведения, часто ощущает состояние повышенной напряженности. Он заранее готовится к ней и вырабатывает в себе желание активно сопротивляться тому, что от него будут требовать взрослые. Поэтому их замечания и указания наталкиваются на весьма резкое сопротивление. Ребенок начинает громко возмущаться, кричать, не желая даже слушать то, о чем просят родители.

Эти периодические вспышки указывают на то, что нервная система малыша становится все более слабой. Вместо того чтобы настраивать свой разум на понимание сути различных просьб и обращений окружающих, у ребенка вырабатывается установка на неприятие каких-либо требований к себе.

Раздражительности нередко перерастает в злость. Воспринимая весь окружающий мир как враждебный, потребность ребенка в защите трансформируется в желание быть нападающим. В этом смысле злость выступает как некая защитная реакция, поскольку других приемлемых для себя способов сосуществования ребенок не видит. Он уже не верит в то, что когда-либо сможет услышать положительную оценку своих поступков. Всех, и давно ему известных, и незнакомых, он встречает враждебно. У него вырабатывается готовность сделать что-либо плохое.

Крайнее проявление злости – чувство ненависти. Это высшее негативное переживание, которое является конечным следствием развертывания «заниженной» гордости. Ненависть выражается в мобилизации всех психических сил для того, чтобы разрушить обстоятельства, которые, по мнению человека, привели к тому, что он постоянно ощущает себя несчастным.

«О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего – оценкой близких взрослых». И. Ю. Кулагина

Следует отметить, что не каждый ребенок, у которого в три-четыре года проявляется «заниженная» гордость, обязательно разовьет в себе все указанные негативные чувства в более старшем возрасте. Многие дети, которым не дана от природы высокая психическая активность, испытывают лишь чувство неуверенности в себе, периодически проявляя раздражительность. К тому же «заниженная» гордость в общении с близкими людьми может затем быть частично компенсирована ощущением своей значимости, полноценности в играх со сверстниками, в учебной деятельности.

Другие статьи на эту тему: