Особенности воспитания детей разного пола

Автор: | 21.05.2016

12.1. Физическое воспитание детей разного пола.

Особенности воспитания детей разного пола
В этой главе речь идет о том, как проявляют себя лица мужского и женского пола в той сфере общественной жизни, которая называется «физическая культура». Рассматриваются половые особенности физического воспитания школьников, потребность в двигательной активности лиц мужского и женского пола, отношение к учителям разного пола, что нравится, а что не нравится мальчикам и девочкам на уроках физкультуры. Обсуждается, как влияют физические нагрузки на функционирование их репродуктивной сферы, должна ли прерываться тренировка девушек и женщин во время мензес, одинаково ли легко адаптируются к физическим нагрузкам мужчины и женщины, насколько спортивные достижения женщин уступают таковым мужчин, чем отличаются спортивные карьеры мужчин и женщин, почему на всех крупных международных соревнованиях проводится медицинский контроль на половую принадлежность. Речь идет также о том, тяжело ли женщине быть тренером.
Во времена А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова в высшем свете эталоном были сильный мужчина и женщина (или девушка) «слабая здоровьем». Некоторые из девушек для соответствия этому эталону даже пили уксус, что вызывало бледность лица, а заодно и заболевание желудка. К. Маркс, отвечая на анкету дочерей, тоже не избежал влияния этих стереотипов, сказав, что главным признаком достоинства мужчины является сила, а женщины — слабость.
Сейчас в моде женщины спортивного типа, обладающие стройной фигурой и развитыми психомоторными качествами. Достижению такого идеала способствуют занятия физическими упражнениями.
С научных позиций изучение женщин, занимающихся спортом, позволяет определить неизвестные до недавнего времени предельные возможности женского организма при выполнении различных по характеру физических нагрузок и упражнений. Этому способствует и то обстоятельство, что в последние годы женщины стали заниматься видами спорта, которые рассматривались как чисто мужские.
Двигательная активность. Потребность в двигательной активности у мальчиков выражена больше, чем у девочек. Уже у детей младшего возраста двигательная активность, достигнув пика в 2-3 года, постепенно снижается на протяжении дошкольного периода у девочек быстрее, чем у мальчиков, так что 5-летний мальчик может доставлять больше хлопот родителям и воспитателям, чем его сверстница, которая спокойно играет в свои игры (W. Eaton, A. Yu, 1989). По данным Н. М. Ледовской (1972), среднесуточный объем локомоций у детей 5-7 лет составлял у мальчиков 7,1-9,0 км, а у девочек — 6,4-7,7 км. Аналогичные данные получены Д. М. Шептицким (1972) — на дошкольниках 6-7 лет, Н. Т. Лебедевой (1973) и Р. А. Ахундовым (1970) — на школьниках младших классов (табл. 12.1 и 12.2).
Таблица 12.1. Среднесуточная двигательная активность дошкольников (по данным Д. М. Шептицкого), км Город Время года Мальчики Девочки Ставрополь Лето 10,1 8,1 Зима 8,1 7,2 Москва Лето 10,7 8,5 Зима 6,6 5,6
Таблица 12.2. Среднесуточная двигательная активность школьников в условиях пионерского лагеря (по данным Р. А. Ахундова), км Возраст, лет Мальчики Девочки 7 12,0 8,4 8 18,5 12,5 9 18,6 14,3
Е. А. Сидоров (1984) выявлял на уроках физкультуры учащихся с высокой, средней и низкой двигательной активностью. Отмечена следующая тенденция: во всех классах (с 1-го по 10-й) высокоактивных было больше среди мальчиков (рис. 12.1), а низкоактивных в ряде классов было больше среди девочек.

Рис. 12.1. Число высокоактивных школьников на уроках физкультуры
Большая потребность мальчиков в двигательной активности приводит и к своеобразию их поведения в школе по сравнению с девочками. Они больше ерзают и отвлекаются на уроках (более непоседливы), более шумно ведут себя на перемене и, следовательно, чаще нарушают дисциплину.
В исследовании Ю. Н. Чусова и В. А. Сковородко (1976), проведенном на взрослых различных профессий, тоже показано, что у мужчин среднесуточная двигательная активность выше, чем у женщин (табл. 12.3).
Таблица 12.3. Количество шагов, проходимых человеком за день, тыс. Возраст, лет Женщины Мужчины Лето Зима Лето Зима 21-30 13,6 10,2 20,3 14,5 31-40 11,0 7,8 13,4 11,2 Старше 70 6,1 4,0 7,7 5,0
Отношение к урокам физической культуры и учителю. По данным Е. Г. Еделевой (Писанниковой), удовлетворенность уроками физической культуры у юношей 9-10-х классов наблюдается чаще, чем у девушек, около половины которых не удовлетворены уроками физкультуры. Если у юношей неудовлетворенность уроками связана, прежде всего, с достигнутым уровнем физического развития, то у девушек на первом месте по значимости стоит недовольство содержанием и качеством проведения урока.
Девушки в 2 раза чаще, чем юноши, отметили неудовлетворенность отношениями с учителем физкультуры, что соответствует тому факту, что для лиц женского пола эмоциональное общение и взаимоотношения имеют большее значение, чем для лиц мужского пола.
В моей работе (Е.

П. Ильин, 1987) путем ретроспективного опроса студентов факультета физкультуры РГПУ им. А. И. Герцена было выявлено, что у лиц мужского пола основная причина недовольства уроками физкультуры связана с невозможностью удовлетворить потребность в двигательной активности (32 % ответов). У лиц женского пола в качестве ведущей причины неудовлетворенности стояла плохая организация урока (43 % ответов). У юношей этот фактор стоял на втором месте (22,6 % ответов), у девушек вторыми по значимости являлись неинтересное содержание урока и низкая его эмоциональность (30 % ответов). Юношами эмоциональность урока отмечалась редко (6 % ответов), как и отношение учителя к уроку и учащимся (9,5 % против 18,2 % у девушек). Девушки при оценке урока физкультуры придавали значение большему числу факторов, чем юноши. В частности, девушки, в отличие от юношей, отмечали необходимость на уроке дисциплины (15 % ответов), а также дифференцированного подхода в обучении мальчиков и девочек (40 % ответов).
Е. Г. Писанникова (1987) выявила, что девочки, по сравнению с мальчиками, чаще отмечали наличие у учителя физкультуры положительных личностных качеств. Девочки старших классов придают большее значение внешнему виду учителя, чем мальчики. Стиль руководства учителя физкультуры воспринимается как авторитарный несколько чаще девочками, чем мальчиками. Эти различия отчетливее выявлены у тех, кто неудовлетворен уроками физкультуры. Характерно, что мальчики, занимающиеся спортом, чаще негативно реагируют на замечания учителя физкультуры, чем девочки (в 41,9 и 26,5 % соответственно среди удовлетворенных уроками, и 92,8 % и 75,0 % — среди неудовлетворенных уроками). Следовательно, мальчики, добившиеся каких-то успехов в спорте, более самолюбивы, чем девочки. Среди незанимающихся спортом школьников таких различий не наблюдалось.
По данным В. В. Будилова (1987), имеются половые различия в предпочтении мальчиками и девочками учителей физкультуры разного пола. Большинство мальчиков во всех классах (в среднем — 60 %) хотят в качестве такого учителя видеть мужчину, у девочек же выявлена более сложная закономерность: в младших классах предпочтение большинством отдано учителю-женщине, в средних классах учитель-мужчина и учитель-женщина предпочитаются девочками в равной степени, а в старших классах чаще предпочитается учитель-мужчина (рис. 12.2).

(а — выбор мальчиков; б — выбор девочек)
Рис. 12.2. Предпочтение учащимися учителей физкультуры разного пола
Мотивы занятий на уроках физкультуры. Только около 40 % школьников занимаются на уроках физкультуры целенаправленно, желая получить хорошее физическое развитие. При этом мальчики понимают его как развитие двигательных качеств, а девочки — как улучшение своего эстетического вида: фигуры, походки и т. п. (Е. Г. Еделева). Недостаточный интерес девочек к физкультуре обусловлен, в частности, тем, что направленность и требования этих занятий в большей степени соответствуют ценностным ориентациям мальчиков. Этот вывод подтверждают в какой-то степени и данные Е. Г. Сайкиной (1997), изучавшей мотивы посещения уроков физкультуры девушками старших классов. Доминирующим (у 87 % школьниц) является формирование красивой фигуры и походки. Мотив «красиво двигаться и танцевать» имеется у 76 % школьниц, повысить уровень двигательных способностей — у 61 %, научиться играть в волейбол, баскетбол и прочие игры, а также укрепить здоровье — у 31 % школьниц.
В работе Е. П. Ильина (1987) выявлено, что из всех разделов учебной программы по физкультуре мальчики предпочитают спортивные игры, в основном — баскетбол (38,5 % ответов — в 2 раза больше, чем у девочек). Девочки отдают предпочтение гимнастике во всех ее разновидностях. Девочкам чаще не нравились спортивные игры и лыжная подготовка, а мальчикам — гимнастика. Девочки хотят, чтобы выполнение физических упражнений сопровождалось музыкой, мальчики таких пожеланий практически не высказывали. Девочки чаще высказывали пожелание, чтобы учебный материал был разнообразнее.
Кстати, учителя физкультуры считают, что разделять мальчиков и девочек на уроках физкультуры надо уже в 4-5-х классах (Е. П. Ильин и А. М. Тихонов, 1987).

12.1. Физическое воспитание детей разного пола.

  1. 10.7. Особенности воспитания в семье мальчиков и девочек родителями разного пола.
    Особенности воспитания в семье детей разного пола обусловлены, среди многих причин, и тем, что у детей на определенном возрастном этапе их развития возникает ревность: у мальчиков — к отцу, а у девочек — к матери. В первом случае говорят об эдиповом комплексе (по имени мифического персонажа царя Эдипа, в неведении женившегося на своей матери и убившего своего отца), во втором — о комплексе
  2. 10.1. Представления о будущем супруге лиц разного пола.
    Представления о будущем супруге возникают уже у детей, причем довольно рано. И. Г. Станиславская и М. В. Захарова (1998) выявили их наличие уже у 10-летних девочек, которые считали, что муж должен быть добрым, внимательным, общительным и умным. При этом две трети опрошенных оценивали и моделировали будущего супруга или партнера более похожим на близких друзей, чем на своего отца. В. Е. Каган
  3. Физическая привлекательность и успех у противоположного пола
    Нравится нам это или нет, но физическая привлекательность молодой женщины неплохо прогнозирует её успех у мужчин. Привлекательная внешность молодых мужчин менее тесно коррелирует с их успехом у женщин (Berscheid et al. 1971; Krebs & Adinolfi, 1975; Reis et al. 1980, 1982; Walster et al. 1966). На этом основании многие делают вывод о том, что женщины более склонны следовать совету Цицерона. Так
  4. Глава 8ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАММЫ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА
    Е.К. Хрусталева, Е.А. Колупаева Э КГ служит одним из основных методов исследования сердца у детей любого возраста, позволяющим судить об электрических явлениях, происходящих в миокарде. ЭКГ — это графическая запись процессов возбуждения, возникающих в сердечной мыщце. ЭКГ отражает состояние всех функций сердца: автоматизма, проводимости, возбудимости и сократимости. ЭКГ регистрируется с помощью
  5. Физическая привлекательность и успех у противоположного пола.
    < Для тех, кто прибегает к помощи служб знакомств, предоставляющих видеоинформацию о клиентах, привлекательная внешность – качество, которые предлагают одни и ищут другие> Авторы одного весьма амбициозного исследования отобрали 752 первокурсника Университета штата Миннесота для участия в вечере, который проводился для всех желающих в рамках «Недели электронной танцевальной музыки» (Hatfield et
  6. ФИЗИЧЕСКОЕ И ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАННИЕ ГОДЫ
    Из всех тех видов воспитания, которые можно осуществлять уже в раннем возрасте, кроме уже рассмотренных, требует внимания воспитание дисциплины, а также физическое и гигиеническое воспитание. Первое касается выработки у детей способности сознательно регулировать свои действия, второе относится к совершенствованию силы, к повышению выносливости и работоспособности организма, улучшению физического
  7. ДЕТЕЙ – НА ВОСПИТАНИЕ ГОМОСЕКСУАЛИСТАМ!
    Социальные службы Шотландии передали малолетних внуков на воспитание гомосексуалистам, несмотря на протесты дедушки и бабушки. Социальные службы Шотландии решили передать малолетних брата и сестру для усыновления гомосексуальной паре, несмотря на решительные возражения дедушки и бабушки детей. Родственники хотели забрать внуков к себе, так как 26летняя мать детей проходит лечение от героиновой
  8. Раздел III СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
    Раздел III СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ
  9. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
    В раннем возрасте речь еще может идти только о воспитании у детей нравственных чувств, а не нравственного сознания. Подлинное осознание нравственных категорий происходит гораздо позднее и ребенку этого возраста недоступно. Напомним, что под чувствами имеются в виду разнообразные эмоции, связанные с поступками, предметами материальной и духовной культуры, социальными событиями, природой и людьми.
  10. СРЕДСТВА СТИМУЛИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
    Успехи в учении и воспитании детей прямо зависят от мотивации, т. е. от наличия значимых и действенных стимулов к усвоению знаний, к формированию умений и навыков, к приобретению определенных личностных качеств. Наличие способностей не является гарантией успехов ребенка, так как при отсутствии должной мотивации он по собственной инициативе не будет включаться ни в учебную деятельность, ни в
  11. Г л а в а 9ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
    Медицинский персонал принимает самое активное участие в процессе воспитания детей. Нельзя лечить детей или ухаживать за ними, исключив воспитательные приемы. Правильный уход не только обеспечивает крепкое здоровье, но и способствует правильному физическому и психическому развитию ребенка. Проведение воспитательной работы требует определенного опыта общения с детьми и знакомства с основными
  12. Физическое развитие недоношенных детей
    Гармоничное физическое развитие ребенка — один из важнейших показателей его здоровья. Различные параметры физического развития представляют клинико-диагностическую ценность. В связи с этим изучение особых закономерностей физического развития преждевременно родившихся детей в отдаленные периоды жизни представляется крайне важным и актуальным. Одной из практически значимых особенностей (при оценке
  13. ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
    Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды, что в психологии и поведении человека является врожденным, органически обусловленным и что — приобретенным, социально обусловленным. Такое знание предполагает проведение психодиагностики, выполнение психолого-педагогического эксперимента по
  14. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1—3 ЛЕТ
    Особенностями естественного двигательного поведения детей в возрасте 1—3 лет являются становление ходьбы, улучшение координации движений. В этом возрасте ребенок осваивает не только ходьбу, но и бег, способность к лазанию, бросанию предметов. Частота локомоций в этом возрасте выше, чем у более старших детей и взрослых. Исследования показали, что большая частота двигательных реакций ребенка
  15. «АНТИХРИСТИАНСКАЯ ПРОПАГАНДА НЕОБХОДИМА ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ КАК ГРАЖДАН»
    Возмущенный родитель требует от Верховного суда США прекратить навязывание детям содомии… Верховный суд США просят рассмотреть жалобу родителей на действия образовательного округа, представители которого «систематически внушают детям неверие в основные догматы религии, исповедуемой их семьями». Речь идет о том, что детям с детского сада и младших классов внушают мысль о нормальности
  16. ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ДЕТЕЙ 7-го ГОДА ЖИЗНИ
    В этом возрасте происходит дальнейшее совершенствование движений, взаимодействие детей в коллективной игре, при выполнении сложных заданий. Возрастает роль целенаправленной двигательной активности, соревновательного элемента в занятиях. Дети 7-го года жизни, как правило, уже посещают занятия в общеобразовательной школе. Основная задача физической культуры — помочь достигнуть высокого уровня
  17. ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ДЕТЕЙ 6-го ГОДА ЖИЗНИ
    Основная задача физической культуры в этом возрасте, помимо задачи узко оздоровительной, включает совершенствование различных движений, формирование осанки, навыков катания на велосипеде и коньках, ходьбы на лыжах, плавания, развития ловкости в играх. В 5-летнем возрасте возможен элемент соревнования при проведении занятий физической культурой. Занятия проводят 2 раза в неделю по 25—30 мин. Для
  18. ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ДЕТЕЙ 5-го ГОДА ЖИЗНИ
    На занятиях физической культурой детей 5-го года жизни необходимо совершенствовать все формы движений. Ходьба. Дети в этом возрасте могут выполнять различные способы ходьбы — на ‘носках, пятках, приставным шагом. Необходимо обращать внимание на правильность осанки, ритмичность, координированность движений рук и ног при ходьбе. Для совершенствования ходьбы разработаны специальные упражнения —
  19. ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ДЕТЕЙ 4-го ГОДА ЖИЗНИ
    В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» (1985) проводят упражнения для совершенствования ходьбы и бега. Дети учатся ходить равномерными широкими шагами со свободными естественными движениями рук, бегать легко, ритмично. В этом возрасте продолжается совершенствование умения лазать, принимать правильную осанку. Для организованного проведения занятий необходимы построение и
  20. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (С 3 ДО 7 ЛЕТ)
    С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим увеличению адаптации не только к мышечной активности, но и к холоду, гипоксии. Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна,