Мировоззренческие основы воспитания детей

Автор: | 21.05.2016

Основа мировоззрения – вера

Целостное православное мировоззрение – основа решения проблем нашего общества

Мировоззренческие основы воспитания детейВ настоящее время в обществе растет понимание актуальности проблемы целостности в образовании. Мы видим, что наши дети все глубже уходят в мир виртуальной реальности и потребительства, теряют способность оценивать свое положение в окружающем мире, активно действовать в нем, утрачивают национальное самосознание. В значительной степени это связано с утратой в содержании образования целостности и обусловлено тем, что должным образом не отражаются вопросы:

– связи с окружающей средой;

– взаимосвязанности духовного и материального мира (постулат об отсутствии такой связи – изначальное свойство современной науки);

– особого положения и назначения человека в окружающем мире;

– традиций национальной культуры.

Путь интеграции в систему общечеловеческих ценностей, который предлагается нашей молодежи безотносительно национальных традиций, превращение нас в общечеловеков, как и ранее роль винтиков в механизме построения счастливого коммунистического будущего, вряд ли может служить вдохновляющим идеалом. Опора на национальную культуру, традиционное мировоззрение, основой которого является православная вера, может способствовать осознанию молодыми людьми своего места в окружающем мире, поможет решить многие духовно-нравственные проблемы нашего общества. Однако в условиях общества, зараженного потребительством, эта задача может решаться только "всем миром", путем объединения всех здоровых сил общества.
Внедрение идей целостности с опорой на традиционную культуру в государственную систему образования встречает препятствие в виде деклараций об отделении государства от религии и образования от религии. Фактически это равносильно заявлению о том, что образование и развитие культуры возможно без мировоззрения. Основой же любого мировоззрения является вера. Вера в отсутствие Бога, вера в науку, природу, вера пророкам, идолам также служат основой мировоззрения. Но подобные виды мировоззрения чаще носят потребительский характер, в отличие от целостного естественного православного мировоззрения, чуждого любых форм потребительства, что характерно для традиционной русской культуры. Вопрос лишь в том, какую веру мы закладываем в основу образ ования наших детей.

Отказ современной науки, которая лежит в основе системы образования, от признания реальности существования духовного мира привел к тому, что наука сама по себе стала идолом. К примеру, некоторое время назад на серьезной научной конференции раздавались документы с изложением концепции научного мировоззрения и Научного завета, который должен прийти на смену Ветхому и Новому Завету, а также Конституция ноосферян, базирующаяся на идеях Вернадского. Поистине сбываются слова библейского пророчества: Мудрость мудрецов превращу в безумие .
Подобная профанация научных идей, безусловно, не может служить основанием для недооценки роли серьезной науки в образовании и развитии детей. Я думаю, что никто не будет отрицать необходимость основательного изучения в школе базовых предметов, развивающих у школьников ум, мышление, способность к анализу, в отличие от навязывания стереотипов, чуждых традиционной отечественной культуре. К тому же дети должны осознавать возможности и ограниченность научного метода. Кстати, этот вопрос есть в учебных программах. К сожалению, он не отражается должным образом в учебных пособиях.

То, что в содержании образования должны быть отражены ключевые мировоззренческие аспекты, в основном связанные с ценностной ориентацией детей на основе традиций православной культуры, сомнения не вызывает, однако надежды на то, что в ближайшие десятилетия это произойдет на государственном уровне, очень мало. Привлечение внимания общества к содержанию образования детей, безотлагательное внесение мировоззренческих коррективов и доведение этой информации до педагогов, родителей и учащихся – вот те задачи, которые уже сейчас могут решаться православной общественностью. Наша общественная организация, используя интеллектуальный потенциал ученых, педагогов, служителей Православной Церкви, родителей, уже сейчас начала выпуск дополнений к учебным пособиям по различным направлениям школьной программы, а также по вопросам духовно-нравственного воспитания. Наркомания, СПИД и другие проблемы современного общества, рассматриваемые под углом зрения мировоззренческого тупика, также находят отражение в наших изданиях.
Представляем вам фрагменты некоторых работ, изданных Благотворительным, просветительским фондом содействия российскому образованию "Светоч" в виде буклетов. Приглашаем вас к творческому участию в подготовке и распространении изданий. Нашим единственным ресурсом являются личные средства добровольцев фонда, поэтому ваша "десятина" также может способствовать успеху общего дела. Справки по тел. 470-91-96.

Православное мировоззрение как основа системы российского образования XXI века

Чей "образ" служит идеалом образования?

Множество потребляемой нами в современном мире информации не заменяет собой образования и не является собственно знанием, особенно если иметь в виду библейский смысл, который заложен в корне слова "образование". Здесь под "образом" подразумевается образ нашего Творца. Истинные знания системны. Они также не изменяются и не пересматриваются перед лицом меняющихся идеалов общества.
В основе христианской системы ценностей лежит Образ Спасителя, вмещающий всю полноту знания и явивший нам словом и делом пути познания мира и назначения каждого человека в нем.

Мировоззрение, основанное на вечных ценностях, традиционно для россиян

Российское государство почти с момента своего зарождения развивалось в рамках православной культуры, которой не свойственна потребительская направленность, характерная для культуры большинства стран современного мира. Образ Спасителя в православной культуре не являлся каким-то абстрактным символом, а определял весь строй жизни людей, в том числе образование.
Для российского образования характерно было знакомство учащихся с основами Православия и изучение отечественной культуры, что давало им ценностную ориентацию в мире. Внимание школы к русскому языку, математике, языкам помогало самостоятельному осмыслению фактов науки и жизни.
Система образования, не разрушавшая естественного целостного восприятия, способствовала развитию аналитических способностей учащихся и являлась основой их глубоких знаний. Это всегда отличало выдающихся российских ученых.

Как и почему современная система образования потеряла "образ"

Отказ от вечных ценностей в пользу потребностей сегодняшнего дня привел к снижению роли целостного знания и к подмене его человеческими представлениями о явлениях в мире, то есть моделями.
В связи с этим научное знание в жизни общества обрело особую ценность. Научная парадигма стала определять развитие и других областей культуры общества. (Буквальный смысл слова "парадигма" – образец. Содержание парадигмы обычно отражено в учебниках и фундаментальных трудах крупнейших ученых, а основные идеи проникают и в массовое сознание. Момент перехода от одного способа объяснения (теории) к другому объяснению, приводящий к смене парадигмы, есть научная революция. Если их обозначить именами ученых, сыгравших в этом наиболее заметную роль, то три глобальные научные революции могут именоваться коперниковской, ньютоновской и эйнштейновской.)
Соответственно система образования за основу взяла не Первообраз, а образы науки (то есть модели – представления людей, выраженные в терминах узких областей знаний), и проблемы научного метода стали проблемами образования.

В настоящее время система представления научной информации в школе определяется механистической картиной мира Декарта–Ньютона, то есть периода появления современной науки в XVII веке. Ее наиболее характерной чертой является редукционизм. Он основан на демокритовской идее: Вселенная – система пляшущих атомов. Целое определено частями. Декарт в своей философской системе закрепил эти представления.
(Разделив всю полноту реальности на субстанцию мыслящую и субстанцию протяженную, Декарт фактически постулировал воспринимаемый человеком образ пространственно-протяженного мира как нечто абсолютное, не выводящее нас за свои пределы. Это неизбежно вело к признанию того, что все движущие и формообразующие силы нашего мира следует искать не иначе, как в глубине самой материи, в составных частях сложного. В XVIII и XIV вв. этот подход был взят на вооружение развивающимся классическим естествознанием. Поэтому с самого начала оно было обречено на редукционизм и материализм – на сведение сущности сложных явлений к сущности их составных частей и на поиск первичной реальности нашего мира в наименьших материальных образованиях.) Эйнштейновская парадигма расширила возможности и круг моделей для описания окружающего мира, заменила механистические модели более сложными информационно-энергетическими и вероятностными. Однако все проблемы безобразия остались. Проникновение вглубь материи современной наукой также мало добавило нам знания о сущности самих явлений, а информационно-энергетические и вероятностные модели еще глубже увели нас в мир виртуальной реальности, породившей многие духовно-нравственные проблемы нашего общества.

Ученые признают, что современная научная картина мира дискретна и ограниченна

"Время материализма прошло. Мы убеждены в том, что физико-химический аспект ни в коей мере не достаточен для изображения фактов жизни, не говоря уже о фактах мышления", – писал Макс Бори в книге "Физика в жизни моего поколения" Ограниченность моделей науки особенно проявилась в биологии. Сегодня, в начале нового тысячелетия, осмысливая "успехи наук в моделировании жизни", мы не можем не признать, что попытки искусственно воспроизвести "фазовый переход" от неживого к живому во всех его проявлениях так и не удались.
Широко известный немецкий зоолог и естествоиспытатель О.Гертвич (1849–1922) писал: "Живой организм является не только комплексом химических веществ и носителем физических сил, но обладает, кроме того, еще особой организацией, благодаря которой он существенно отличается от неорганического мира и благодаря которой только он один именуется живым".

28 декабря 1893 г. на юбилейном собрании по случая 25-летия Общества естествоиспытателей при Петербургском университете российский ботаник, экспериментатор, мыслитель широчайшего профиля И.П. Бородин (1847–1930) произнес речь, в которой говорил: "Ну а эти бесконечно разнообразные, причудливые формы растительных и животных организмов, а эта поразительная целесообразность во внешнем и внутреннем строении и даже физиологических отправлениях, удивительная находчивость, умение подлаживаться к обстоятельствам, приспосабливаться к условиям – неужели и это все не более как "хитрая" механика. " "Организмы оказываются, безусловно, подчиненными законам вечности вещества и сохранения энергии, что не исключает, однако, существования в них особого зиждительского начала сознательно или бессознательно, но разумно пользующегося веществом и силами мертвой природы, направляя их действие к известной цели – построению и сохранению организма". "Живое из мертвого не выводится" – таков был вывод естествоиспытателя.
Признавая ограниченность научного метода, Макс Борн писал: "В 1921 году я был убежден – и это убеждение разделялось большинством моих современников-физиков, – что наука дает объективное знание о мире. Мне тогда казалось, что научный метод предпочтительнее других более субъективных способов формирования картины мира – философии, поэзии, религии. В 1951 году я уже ни во что не верил. "

Целостность и закономерность естественных явлений указывает на путь их познаний

С точки зрения естественного восприятия окружающего мира очевидны целостность, закономерность явлений и ограниченность редукционистского метода современной науки. Информацию о целом несет каждая часть организма. Биологи имеют интересные экспериментальные подтверждения этому. (Например, слизистый грибок миксомицет-диктиостелиум имеет любопытный жизненный цикл. Сначала все его клетки как бы рассыпаны и передвигаются по почве в виде "амеб", затем одна или несколько клеток выделяют вещество акразин, что служит сигналом "все ко мне". Амебы сползаются и образуют многоклеточный организм плазмодий, который выглядит червеобразным слизнем. Прямо на глазах из клеток собирается сложный организм, который как бы заполняет имеющееся у него информационное поле. Ну а если наполовину сократить количество сливающихся клеток, что получится – половина грибка или целый? Так и сделали в лаборатории. Из половины "амеб" получается той же формы грибок, только вдвое меньше. Получается, что любое число клеток несет информацию о форме, которую им надо сложить, собравшись вместе.)
Организмы не только организуются "по образу", но и восстанавливаются по нему в случае его утраты. Восстанавливать свой облик могут многие организмы, например плоские черви планарии.
Если нарезать планарии бритвой на части и оставить их в покое, то через три недели вместо изрубленных на куски плоских червей по дну кристаллизатора ползают планарии – почти равные взрослым и едва заметные на глаз крошки. Каждое существо сформировалось из разного количества клеток, но по одному "чертежу". В настоящее время в любой области науки можно найти подтверждение существования замысла о целостных явлениях. Например, химия располагает данными о том, что движение молекул в растворах химических веществ является не беспорядочным, хаотическим, но что в соответствии со своей природой молекулы образуют организованные структуры.

Система образования должна содействовать восстановлению целостной картины мира в сознании учащихся

Если элементы простейших организмов несут образ целого замысла, то существование замысла о каждой человеческой личности кажется вполне естественным предположением.
В связи с этим является ли собственно образованием то, что мы им называем, то есть передача учащимся научной информации об элементах окружающего мира? То, что подобная информация необходима, сомнения не вызывает. Важно, чтобы она не разрушила целостного видения учащихся. Это произойдет, если учащиеся будут знать об истинных возможностях науки, а в законах науки будут видеть проявление всеобщих закономерностей мироздания.
Система образования может реально помочь учащимся осознать свое место и назначение в мире, если в содержании образования с позиций целостного естественного православного мировоззрения будет отражена взаимосвязанность всею сущего в мироздании:

· всех элементов окружающего мира между собой;

· человека и природы;

Елена МОРОЗОВА,
кандидат химических наук,
президент Благотворительного просветительского фонда содействия российскому образованию "Светоч"
Фото Александра Степанова

Спонсор публикации статьи: практикующий адвокат Максим Шеметов, предлагает услуги по защите Ваших законных прав. Более 14 лет опыта успешной работы в защите клиентов по делам любой категории сложности, высокий профессионализм и ответственность — это Ваш таможенный адвокат Максим Шеметов. Так же, к Вашим услугам защита по делам уголовного, административного, международного и гражданского права. Получить более подробную информацию о предоставляемых услугах и ознакомиться с полезными статьями можно на сайте адвоката www.Shemetov.ru