Мини система педагогической работы по воспитанию детей ловкости и смелости

Автор: | 21.05.2016

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ 8 страница

Мини система педагогической работы по воспитанию детей ловкости и смелостиВоспитательные задачи решаются и при ознакомлении де­тей со спортсменами. Хорошо, если есть возможность понаб­людать с детьми за тренировкой спортсменов, поговорить с ними. Можно рассказать детям о ком-то из известных спорт­сменов, чемпионов, защищавших честь Родины в мировых соревнованиях. Можно показать фильм, рассмотреть карти­ны, фотографии. Привлекательный пример выполнит свою воспитывающую функцию. Если кто-то из детей занимается в спортивной секции, целесообразно предложить ребенку, что­бы он рассказал, как проходят тренировки, сколько сил они требуют. Важно, чтобы дети осознали, какое удовлетворение получает человек, воспитывая самого себя.

Воспитание стремления к физическому совершенству мож­но начинать уже с того времени, когда ребенок овладеет сво­бодой движений, будет уметь следить за своей осанкой. Ис­следователи и врачи отмечают среди дошкольников боль­шой процент детей с нарушением осанки. Но именно в этом возрасте еще возможно с помощью специальных упражне­ний, при каждодневном внимании воспитателя и родителей и активизации сознания самого ребенка исправить недоста­ток (Н. Н. Кожухова, С. Е. Шукшина и др.). Важно, чтобы ребенку хотелось быть красивым, стройным, здоровым, что­бы это его желание поощрялось и поддерживалось, чтобы в группе царил дух стремления к самосовершенствованию.

Наконец, третью группу составляют задачи, свя­занные с формированием у ребенка осоз­нанного отношения к своему здоровью.

Здесь ведущими становятся такие средства, как образец взрослого, собственная деятельность детей, художествен­ные средства.

Формой работы, в процессе которой наиболее адекват­но решаются задачи, является учебная работа на физкуль­турных занятиях и в повседневной жизни.

Среди основных методов следует выделить эксперимен­тирование, упражнения, беседу, рассматривание картин и иллюстраций.

Ребенка нужно ставить в ситуацию, когда он сам на себе почувствует, что может управлять своим здоровьем. В оте­чественной традиционной системе физического воспита­ния данная группа задач рассматривается как комплекс методов, направленных на обучение детей основным дви­жениям. При этом акцент делается на воздействиях со сто­роны воспитателя, а ребенку же отводится роль послушно­го исполнителя, которому необязательно задумываться над механизмом влияния на его здоровье.

В настоящее время в нашей стране, как и во многих стра­нах мира, стала развиваться валеология — наука о здоро­вом человеке. Концепция данной науки состоит в том, что человек может и должен быть активным по отношению к сво­ему здоровью, понимать, что среди потребностей витальных и социальных потребность в здоровье, а отсюда и в здоровом образе жизни должна быть первичной. К сожалению, чело­век не ощущает своего здоровья (он ощущает нездоровье), не знает, как отзовется его организм на то или другое воздей­ствие, — в этом зачастую кроется причина безразличия и пре­небрежения к своему здоровью. Основной валеологический принцип — человек должен познать и сотворить себя, научиться по-особому бережно относиться к своему здоровью. Правда, здесь лежит противоречие, которое устраняется системой нравственного воспитания. Суть противоречия в том, что при усиленном внимании к своему здоровью у человека, даже ма­ленького, может развиваться равнодушие к другим людям, повышается эгоцентрическая фиксация на себе. Поэтому так важно, чтобы воспитатель вдумчиво проводил работу по фор­мированию у детей осознанного отношения к своему здоро­вью и сочетал ее с решением задач нравственного воспитания (С.А.Козлова, Л.Г.Нисканен, С.Е.Шукшина, О.А.Кня­зева). В главе, посвященной методике ознакомления де­тей с социальной действительностью, вы познакомитесь детальнее с организацией этой работы в разных группах детского сада.

В содержание работы, направленной на решение указан­ной выше задачи, входит формирование у детей представ­лений о безопасности жизнедеятельности. Сегодня в рас­поряжении дошкольных учреждений уже имеются соответ­ствующие программы (Р.Б.Стеркина, О.Л.Князева, С. А. Козлова и др.). Воспитатель должен осознать важность этой работы и приложить максимум усилий к тому, чтобы дети усвоили способы охраны своего здоровья, понимая, что и зачем делают.

Среди методов, с помощью которых реализуются зада­чи третьей группы, важное место занимает экспёрименти- рование. Его цель — предоставить ребенку возможность на практике познать, как функционирует его организм. Экс­периментирование на себе возможно, когда мы формиру­ем у детей представление об отдыхе, о его необходимости для организма (Попрыгай, побегай до тех пор, пока уже не захочешь этого делать. Почему не хочешь? Устал? Нужно отдохнуть. Что так бьется у тебя в груди? Сердце. Как ты дышишь после того, как побегаешь? И т.п.). После подоб­ных наблюдений воспитатель проводит беседу, обобщая результаты экспериментирования, вызывая у детей жела­ние больше узнавать о самих себе. Надо подчеркнуть, что исследователи и практики отмечают большой интерес де­тей к себе, к познанию своего организма. На специальных занятиях и в повседневной жизни с помощью наглядных пособий и книг («Главное чудо света» Г.Юдина) воспи­татель удовлетворяет потребность дошкольников в позна­нии своего организма.

Нужно научить ребенка любить себя. Здесь тоже кро­ется противоречие. Э.Фромм писал: «Хотя никто не воз­ражает против применения понятия любви к различным объектам, но широко распространено мнение, что в то время как любить других — добродетель, любить себя — грех. Предполагается, что чем больше я люблю себя, тем меньше я люблю других, что любовь к себе — то же самое, что эгоизм». Э.Фромм опровергает эту точку зрения, ут­верждая, что любовь к себе рождает самоуважение, само­любие. С.Л.Рубинштейн также считал, что уважение и любовь к себе являются положительными чертами, сти­мулирующими развитие. Но противоречие остается. Оно разрешается благополучно в том случае, если воспитатель, помогая личности складываться, разумно уравновешива­ет любовь ребенка к себе с любовью и уважением к дру­гим. И снова мы видим, как тесно физическое воспитание связано с воспитанием нравственным.

1. Составьте конспект занятия по ознакомлению детей с известны­ми спортсменами. Проведите занятие с детьми. Проанализируйте, в чем и как проявлялся интерес детей к занятию.

2. Включите в занятия по физической культуре упражнения и экс­перименты по изучению детьми своего организма.

3. Разработайте мини-систему педагогической работы по воспи­танию у детей ловкости и смелости.

Глава УШ НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок по­степенно овладевает принятыми в обществе людей нор­мами и правилами поведения и взаимоотношений, присва­ивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, спосо­бы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного вос­питания являются появление и утверждение в личности оп­ределенного набора нравственных качеств. И чем проч­нее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со сторо­ны окружающих.

Конечно, процесс становления личности и ее нравствен­ной сферы не может быть ограничен возрастными рамка­ми. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функциониро­вать в человеческом обществе. И потому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, что­бы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подоб­ных.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышен­ной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребе­нок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элемен­тарными нормами жизни в человеческом обществе.

Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого — определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация Механизм к чеЛ овеческому миру состоялась и про-

нравственного шла безболезненно, воспитания Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздей­ствия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного качества важ­но, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны зна­ния, на основе которых у ребенка будут складываться пред­ставления о сущности нравственного качества, о его необ­ходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравствен­ным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для при­обретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно зна­чимую окраску и потому влияют на прочность складываю­щегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их прак­тической реализации — в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позво­ляющей проверить и подтвердить прочность формируемо­го качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственно­го воспитания:

(знания и представления) + (мотивы) + + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + + (поступки и поведение) = нравственное качество. Данный механизм имеет объективный характер. Он про­является всегда, при формировании любого (нравственно­го или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспи­тания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяе­мости. Это значит, что каждый компонент механизма ва­жен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Что, например, произойдет, если мы решим формировать доб­роту как нравственное качество личности и станем воспи­тывать у ребенка лишь представления о том, что такое доб­рота? Или не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым? Или не со­здадим условия для проявления доброты?

Попробуйте объяснить, что произойдет с нравственным качеством при исключении одного из компонентов. Можно ли заменить его дру­гим компонентом?

При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зави­симости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания. Понятно, что опирать­ся на понимание, осознание важности формирования того или другого качества личности у ребенка младшего до­школьного возраста нельзя. Но значит ли это, что еще не пришло время воспитывать его нравственно? Конечно, нет. Надо изменить последовательность и начинать не с сооб­щения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной осно­вой для последующего усвоения знаний.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нрав­ственных чувств, нравственных привычек и норм, практи­ки поведения.

Каждый компонент имеет свои особенности формиро­вания, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компо- Задачи нента обязательно предполагается влия-

нравственного ние на Д руГие компоненты.

воспитания Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоя­тельств и условий: запросов общества, экономических фак­торов, уровня развития науки, возможностей возраста вос­питуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающе­го поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы че­ловека.

В главе «Целеполагание в педагогике. » мы рассматри­вали различия в акцентах и содержании воспитания в кон­цепциях разных периодов. В одни годы самым значимым становилось воспитание коллективизма, в другие — патри­отизма. Сегодня значимыми стали деловые качества, пред­приимчивость и др. И каждый раз созданный обществом идеал экстраполировался на дошкольное детство, так как фраза «Все начинается с детства» не только журналистская, публицистическая, она имеет и глубокий научный смысл и обоснование.

Итак, вторая группа задач нравственного воспитания от­ражает потребности общества в людях, обладающих конк­ретными, сегодня востребуемыми качествами.

Если первая группа задач носит постоянный, неизменяе­мый характер, то вторая — подвижна. На ее содержание ока­зывают влияние и исторический этап, и особенности возрас­та объекта воспитания, и конкретные условия жизни.

В советский период задачи нравственного воспитания дош­кольников (по второй группе) были сгруппированы в четыре смысловых блока. Надлежало воспитывать: гуманные чувства и отношения; начала патриотизма и интернационализма; тру­долюбие, умение и желание трудиться; коллективизм.

На современном этапе развития нашего общества суще­ственных преобразований в формулировке смысловых бло­ков, пожалуй, не произошло. Они действительно вбирают в себя все аспекты нравственности. Но конкретное напол­нение каждого блока и его значение, конечно, меняются, уточняются. Так, сегодня ставится под сомнение необхо­димость воспитания коллективизма как нравственного ка­чества современного человека, практически не решается задача трудового воспитания, изменился взгляд на патрио­тическое и интернациональное воспитание. Однако в нрав­ственной структуре личности эти стороны имеют место и поэтому исключить их нельзя.

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Средства нравственного воспитания дошкольников мож­но объединить в несколько групп.

С л а Художественная литература, изобрази-

нравственного Т ельное искусство ‘ м У зыка ‘ кино ‘ Д иа " воспитания фильмы и другие средства можно объе­динить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении за­дач нравственного воспитания, так как способствует эмо­циональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования (Н.С.Карпинская, Л.Н.Стрелкова, А.М.Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают ил­люстрации к книгам (В.А.Елисеева, Г.Н.Пантелеев). На ребенка производят сильное впечатление работы худож­ников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффек­тивны при формировании у детей моральных представ­лений и воспитании чувств.

Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность вызы­вать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, спо­собствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности де­тей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С.Н.Николаева, Л.Г.Нисканен, В.Г.Фокина, В.Д.Сыч).

Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид де­ятельности имеет свою специфику, выполняя функцию сред­ства воспитания, но данное средство — деятельность как таковая — необходимо прежде всего при воспитании прак­тики нравственного поведения.

Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М.И.Лисина, А.Г.Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нрав­ственного воспитания лучше всего выполняет задачи кор­ректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребен­ка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь ме­ханизм нравственного воспитания и влияет на формирова­ние определенных нравственных качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интел­лектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или зак­репляем, или уже перевоспитываем).

Как известно, средство становится эффективным в соче­тании с адекватными методами и приемами воспитания. м В педагогике существует несколько под-

оды ходов к классификации методов воспи-

нравственного (Ю.К.Бабанский, Б.Т.Лихачев,

ЯПГГШТЯ пцп __ \ 7 ‘

И. П. Подласый — в общей и школьной пе­дагогике; В. Г. Нечаева, В. И. Логинова — в дошкольной пе­дагогике). Для классификации методов исследователи оп­ределяют какое-то одно основание. Так, академик Б. Т. Ли­хачев исходит из логики целостности педагогического про­цесса, а также логики его организации при решении задач нравственного воспитания и самовоспитания. Согласно этому основанию он выделяет три группы методов: мето­ды организации и самоорганизации воспитательного кол­лектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования); методы доверительно­го взаимодействия (метод уважения, педагогическое тре­бование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации); методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, ак­туализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку).

В. Г. Нечаева выделяет две группы методов нравствен­ного воспитания дошкольников: организация практическо­го опыта общественного поведения (метод приучения, по­каз действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольни­ков нравственных представлений, суждений, оценок (бесе­ды, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко вто­рой группе автор относит метод убеждения, положитель­ный пример, поощрение и наказание.

Классификация, предложенная В.И.Логиновой, вы­строена на том же основании, что и у В.Г.Нечаевой, — на активизации механизма нравственного воспитания, — но она полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); ме­тоды формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулиро­вания чувств и отношений (пример, поощрения, наказания).

Вероятно, можно избрать и другие основания для клас­сификации методов нравственного воспитания, хотя наибо­лее целесообразна та, которая соответствует его механизму.

Как бы хороши ни были методы, эффективный резуль­тат они дают лишь при определенных условиях:

— любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это от­носится к детям любого возраста — и младенческого, и до­школьного, и школьного;

— метод должен быть реальным, осуществимым, он тре­бует логического завершения. Иногда воспитатели и ро­дители используют прием обещания награды, не задумы­ваясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного. Ка­кой же результат в нравственном развитии ребенка мож­но получить? Или, что бывает часто, в качестве наказания используется угроза (что само по себе плохо и не имеет ничего общего с методом предвосхищения последствий по­ступка или действия). Родители угрожают ребенку тем, чего никогда реально не сделают («Вот не будешь слушать­ся, уведу в лес и оставлю волкам на съедение!»). Вначале подобные угрозы, может быть, и дадут результат, но по­степенно ребенок усвоит, что за такими словами ничего не стоит и можно продолжать не слушаться. В нравствен­ном воспитании каждый метод должен быть весомым, зна­чимым;

— для использования метода должны быть заранее под­готовлены условия, средства. Например, воспитатель при­учает детей к бережному отношению к вещам, игрушкам и для этого хочет использовать метод организации совме­стной деятельности детей — организовать «мастерскую по ремонту игрушек». В этом случае он должен подготовить материалы, которыми дети могли бы работать;

— метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратить­ся в назидание и перестанет приносить нужный результат;

— методы воспитания следует применять тактично. Вос­питанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие — большое искусство, кото­рым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;

— при подборе методов следует учитывать степень слож­ности формируемого качества;

— проектируя, подбирая методы, важно предвидеть воз­можные результаты воздействия их на конкретного ребен­ка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слиш­ком сильную реакцию — от выбранного метода следует от­казаться;

— применение методов нравственного воспитания требу­ет терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка до­школьного возраста, нельзя рассчитывать на моменталь­ный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с понима­нием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том каче­стве, каких мы ожидаем;

— преобладающими в нравственном воспитании до­школьников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если только опираться на осознание, понимание значимости по­ложительного поведения и не обучать способам такого по­ведения, желаемых результатов не будет. Так, обратимся к хорошо известному методу примера взрослого как образца для подражания. Рассчитывать на воздействие этого метода без организации наблюдения, а также практики поведения ребенка нельзя. Сами по себе положительные поступки взрос­лого не гарантируют таких же поступков у ребенка;

— методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, кото­рые можно и целесообразно использовать в комплексе, слу­жат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Прежде чем приступать к изучению содержания и мето­дов нравственного воспитания, напомним себе, что успех в воспитании свободной личности, а именно такую личность мы и хотим получить, зависит от исходной методологичес­кой позиции, с которой мы смотрим на ребенка. Если спро­сить любого человека (будь то мать, отец, воспитатель или др.), хочет ли он, чтобы мы воспитывали счастливого ре­бенка, вероятно, он сначала удивится, а потом ответит ут­вердительно.

Никогда в нашей отечественной дошкольной педагоги­ке не ставилась задача воспитания счастливого ребенка. А может быть, молодому воспитателю над этим стоит за­думаться? Поразмышлять, как изменить взгляд на ребенка и на свою роль в его развитии. В американской педагогике есть такой принцип — «воспитывать счастливую личность». Человек должен быть счастлив уже потому, что он родил­ся, что живет. Отечественная концепция: воспитывая ребен­ка, мы как бы выстраиваем для него перспективу: вот бу­дешь слушаться старших, будешь хорошо учиться и т.д. — и станешь счастливым человеком. А американцы все «пе­ревернули»: ты родился счастливым человеком и поэтому можешь хорошо учиться, весело жить, у тебя все получит­ся, тебе все по плечу.

Какими же нравственными качествами должен обладать ребенок, чтобы чувствовать себя счастливым? И можно ли на самом деле посредством педагогических воздействий способствовать формированию счастливой личности?

Можно выделить много качеств, которые составят об­раз счастливого ребенка. Счастливый ребенок уверен в себе, он легко и с удовольствием, открыто и доверчиво общает­ся с людьми — взрослыми и детьми. Он оптимистичен, все воспринимает с радостью. Он любознателен и т.д. Но вос­питать такого ребенка можно, если и родители, и воспита­тели проникнутся глубоким уважением к личности малы­ша и научат его очень важному: чувству собственного дос­тоинства и умению жить среди людей.

Рассмотрим содержание нравственного воспитания по следующим смысловым блокам: воспитание гуманности как качества личности; трудолюбия, умения и желания трудить­ся; патриотизма, гражданственности; коллективизма. В каж­дом из смысловых блоков следует решать задачу по двум взаимосвязанным направлениям: воспитывать у ребенка соответствующие нравственные качества и создавать усло­вия для проявления детьми этих качеств в отношении друг друга и остальных людей.

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к при­роде, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отно­шение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчи­вости, доброте — эмпатии. Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в до­школьном возрасте. В основе их формирования лежит уме­ние понимать другого, переносить переживания другого на себя. А. В. Запорожец называл умение понять другого но­вым видом внутренней психической активности ребенка.

Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике до­вольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста; изучались средства вос­питания гуманных отношений (художественная литера­тура, игра, занятия, труд) в условиях семьи и дошколь­ного учреждения. Значительный вклад в разработку про­блемы внесли исследования JI. А. Пеньевской, А. М. Вино­градовой, И. С. Деминой, JI. П. Князевой, JI. П. Стрелковой, А. Д. Кошелевой, И. В. Княжиной, Т. В. Черник и др.

Что же исследования дали практике? Уточнилось содер­жание доступных детям знаний о гуманном отношении к людям и природе. Определилась методика формирования таких взаимоотношений у детей на разных этапах дошколь­ного возраста. В основе методики лежит механизм нрав­ственного воспитания, но последовательность компонен­тов механизма меняется в зависимости от возраста детей.

Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное направление в мето­дике — проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыб­нулся, отдал игрушку), обучать способам выражения сочув­ствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, по­прощаться, поздороваться и т.д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти действия положитель­ной оценкой (малыш бьет маму по лицу, а та радуется и сме­ется). Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что — отрицательную.

В младшем дошкольном возрасте важно, чтобы соци­альный опыт ребенка пополнился множеством единичных положительных поступков. Ребенок еще не способен само­стоятельно сделать обобщение, но постепенно благодаря оценкам взрослых начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Итак, ведущими методами воспитания гу­манного отношения к людям и природе у детей младшего возраста являются пример взрослых и организация педаго­гических ситуаций, в которых ребенок упражняется в по­ложительном поведении. Эффект названных методов уси­ливается оценкой взрослых и их похвалой.

Средствами воспитания гуманных отношений в младшем дошкольном возрасте являются сам взрослый как носитель положительного способа поведения, а также произведения фольклора — песенки, потешки, сказки.

Форма работы с младшими дошкольниками — ин­дивидуальные занятия.

На следующем этапе воспитания гуманного отношения к людям и природе — этот этап, как правило, совпадает с возрастом 4-5 лет — происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Он уже способен к эле­ментарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о харак­тере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе. Как и в младшей группе, главны­ми остаются совместная деятельность со взрослыми, разъяс­нения взрослого, организация практики поведения. На этом этапе воспитатель привлекает внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другим человеком, учит «читать» эмоции («Посмотри на этих детей на картин­ке, расскажи, кому из них весело, а кто загрустил. Как ты думаешь, почему он грустит? Как его успокоить?»).

В дополнение к практическим ситуациям, возникающим в жизни детей, их уже можно обучать решению вербальных логических задач («Как бы ты поступил, если бы увидел на улице плачущего малыша?»). Вербальное решение ситуаций очень полезно в этом возрасте: оно позволяет ребенку ре­шать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, де­лать выбор способа поведения на основе как собственного жизненного опыта, так и других источников; способствует развитию воображения и мышления. Дети живо восприни­мают мораль художественных произведений, способны к оценке поступков героев книг и спектаклей. Правда, для ребенка важно, чтобы «плохие» и «хорошие» герои ясно и однозначно выражали свою позицию. Понятия «красивый» и «хороший» у детей очень сближены — красивый герой не может быть плохим.