Концепция непрерывного воспитания детей рб

Автор: | 21.05.2016

Возрастные особенности воспитания экологической культуры личности

Концепция непрерывного воспитания детей рбТребования к компетентности

Знать сущность понятий «воспитание как социокультурный процесс», «воспитание как педагогический процесс»;

Знать и понимать сущность и специфику движущих сил воспитания;

Знать соотношение содержания понятий «формирование», «социализация», «воспитание»;

Знать и понимать сущность и структуру перевоспитания и самовоспитания;

Уметь анализировать и оценивать условия, в которых протекает воспитательный процесс;

Уметь выбирать пути и способы разрешения и устранения противоречий в воспитательном процессе.

Основные вопросы к семинарскому занятию:

1. Кодекс РБ об образовании о цели, направлениях, содержании воспитания.

2. Процесс воспитания, его особенности, движущие силы, структура.

3. Общие закономерности и принципы процесса воспитания.

4. Характеристика Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

Дайте определение понятий воспитание, самовоспитание, перевоспитание. Раскройте взаимосвязь между данными процессами.

В чем заключаются особенности процесса воспитания? Охарактеризуйте их.

Каково значение личности воспитателя в воспитательном процессе?

Что следует понимать под закономерностями воспитания?

Что понимают под принципами воспитательной работы?

Если в воспитательной работе возникают вопросы “ЧТО?”, “КАК?” и “КТО?” – какой из этих вопросов для Вас основополагающий?

Что, на Ваш взгляд, позволяет вас лично характеризовать как достойного человека?

Докажите единство и взаимосвязь процесса воспитания и обучения.

1.Запишите определения основных понятий в ваш педагогический словарь.

2. Что такое воспитание? Отметьте правильный ответ:

1) целенаправленная и специально организованная деятельность воспитателя, целью которой является создание условий для саморазвития и самоактуализации личности;

2) процесс управления развитием личности;

3) процесс формирования личности, происходящей под влиянием окружающей среды;

4) часть педагогики, рассматривающая вопросы организации воспитательной работы в школе;

5) организованное определенным образом воздействие на психику воспитуемого с целью привить ему качества, желаемые воспитателем.

3. Подготовиться к конкурсу“Знатоков пословиц и поговорок”. подберите как можно больше пословиц и поговорок на тему воспитания человека.

4. Заполните пропуски соответствующими словами.

— это связи, отношения, зависимости, которые существуют в педагогическом процессе объективно, независимо от сознания и воли педагогов и воспитанников. — это методологические регулятивы педагога в его практической деятельности, которые являются опосредующим звеном между целями воспитания и закономерностями.

5. Заполнить тест «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь».

КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Приоритеты воспитания в учреждениях образования: __________________

— Воспитание является составляющей частью …………………………………

Цель воспитания: ___________________________________________________

— Основные задачи воспитания в учреждении образования:

— Основные составляющие воспитания:

Возрастные особенности воспитания политической культуры личности

Возрастные особенности воспитания нравственной культуры личности

Возрастные особенности воспитания эстетической культуры личности

Возрастные особенности воспитания экологической культуры личности

— Культура семейных отношений –

1. Кодекс Республики Беларусь «Об образовании» (см. электр. вариант).

2. Сивашинская Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций / Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Экоперспектива, 2009.

3. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь – Праблемы выхавання. – 2007. — №2.

4. Критерии и показатели качества воспитания в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования // Зб. нармат. дак. М-ва адукацыi Рэсп. Беларусь. – 2003. — №7.

5. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. — М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 2: Процесс воспитания.

6. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. — М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Информация к размышлению

1) Воспитывать человека — это главным образом непосредственно воздействовать на него или прежде всего создавать благоприятные условия для его саморазвития? Может ли этот процесс направлять сам человек?

2) Воспитанность, образованность, интеллигентность. Раскройте смысл данных понятий и установите связь между ними.

3) Чем глубже социальные стрессы, тем чаще вспоминают о свободном воспитании, о воспитании свободой, для свободы. Во-первых, чем вы это можете объяснить? Во-вторых, свобода чего, от чего и, главное, для чего? И можно ли ее воспитать в условиях “несвободы”? Если да, то как, по-вашему? А вы ощущаете себя свободным человеком?

4) Почему слова “идеальный”, “идеал”, имеющие, казалось бы, сугубо положительное значение, нередко употребляются в ироническом смысле? В чем практический смысл идеала, если он все равно недостижим? Ведь раз он существует и в категориях науки, и в бытовом сознании — “значит, это кому-нибудь нужно”. Можно ли воспитывать без идеалов и нужно ли так воспитывать? Каковы сегодняшние идеалы молодежи? Какими вы хотели бы видеть идеалы вашего ребенка? А, может, ему легче (и вам с ним) без идеала?

5) “Воспитание – понятие многоликое, его нельзя понимать в одном, единственном смысле. И организуя воспитательный процесс, педагог должен об этом помнить, воспитание есть триединство; образно говоря, — “три кита” в одном. Воспитание, выступая в качестве стимулирующего фактора развития личности ребенка, является средством. Значит, чтобы личность полноценно, нормально развивалась, педагог должен иметь целый арсенал средств. Протекая во времени, ежесекундно, ежеминутно, ежедневно, воспитание связывается с постоянными изменениями личности воспитанника и воспитателя в самом процессе воспитания. И тогда мы его рассматриваем как процесс. Но оно и результат, ибо постоянно в процессе воздействия на воспитанника определенных средств воспитания происходит количественное и качественное накопление, позитивных для развития человека качеств…” (Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. М. 1999, С.57.). Приведите примеры из педагогической практики, подтверждающие взгляд на воспитание как на средство, процесс и результат.

Во все времена говорилось, что в воспитании нет рецептов. И, тем не менее, в трудах многих педагогов обнаруживаются правила, принципы, заповеди разумного воспитания. Поразмышляйте над ними. Возможно, вам удастся дополнить их.