Эстетическое воспитание детей школьного возраста

Автор: | 21.05.2016

Быстрая помощь студентам

Результат поиска

Эстетическое воспитание детей школьного возраста
Введение ………………………………………………………………. ……… 3
ГЛАВА I. Теоретические основы художественно-эстетического воспитания детей среднего и старшего школьного возраста
1.1 Сущность художественно-эстетического воспитания детей и
подростков ….………………………..…………………………….……….…7
1.2 Формирование художественно-эстетической культуры детей
среднего и старшего школьного возраста средствами искусства ………. 12
ГЛАВА II. Методика создания литературно-музыкальной композиции
в практике художественно-эстетического воспитания детей среднего и старшего школьного возраста
2.1 Сравнительная характеристика театрализованных представлений
и видовые особенности литературно-музыкальной композиции ………. 16
2.2 Характерные приемы работы над сценарием литературно-
музыкаль¬ной композиции …………………..……………..…….………… 21
2.3 Организационно-методологические подходы режиссера
к поста¬новке литературно-музыкальной композиции ………….…….…. 27
ГЛАВА III. Моделирование процесса подготовки и проведения литературно-музыкальной композиции «Мятежный дух и трепетная
лира», посвященной 200-летию со дня рождения Лермонтова М.Ю.
3.1 Драматургические основы построения литературно-музыкальной
композиции «Мятежный дух и трепетная лира» ………………………. 37
3.2 Сценарий литературно-музыкальной композиции «Мятежный дух
и трепетная лира» для учащихся средних и старших классов, к 200-летию
со дня рождения М.Ю.Лермонтова …..…………………………………. 43
3.3 Режиссерско-постановочный план литературно-музыкальной
композиции «Мятежный дух и трепетная лира» ………………………. 51
Заключение …………. ………………………………………………………. 61
Список литературы. ………………………………………………………… 64
Приложения …………………………………………………………………… 67

Актуальность темы. Проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее нравственно-эстетической культуры является одной из важнейших задач, стоящих перед современной школой. Разви-вать способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного – в искусстве и действительности – необходимо уже в раннем возрасте. В настоящее время этот вопрос особенно актуален, так как на наших детей ежедневно обрушивается поток разнообразной ин-формации (в т.ч. самого сомнительного качества), которую юный мозг не всегда способен адекватно воспринимать. Поэтому существует потреб-ность в выработке у детей и подростков определенной системы нравствен-но верных художественных представлений, взглядов и убеждений.
К.С.Станиславский не раз утверждал, что ценность искусства опреде-ляется его духовным содержанием [17, C.34]. Характерной чертой совре-менной педагогики является обращение к различным видам искусств как методу эстетического воспитания. Одно из первых мест в подобной прак-тике занимают различные формы сценических представлений, которые иг-ра¬ют немаловажную роль в социально-культурном развитии общества, раскры¬вая художественными, образно-эмоциональными методами суть опре¬деленных событий.
В данной работе нам предстоит исследовать возможности формиро-вания эстетической культуры детей среднего и старшего школьного воз-раста посредством привлечения их к сценическому воплощению такого вида театрализованного представления как литературно-музыкальная композиция. Для активного приобщения к истокам высокой культуры син-тез искусств является вполне благоприятной почвой. Выбор нами формата литературно-музыкальной композиции тем и обусловлен, что лите¬ратура и музыка в данных постановках используется в наиболее органичном со-четании.
Степень научной разработанности темы. Педагоги, работающие в направлении художественно-эстетического воспитания, обобщив опыт му-зыкантов и литераторов прошлых лет, обогатили его новыми открытиями, сделанными в ходе педагогических экспериментов. В результате еще в со-ветское время были созданы методики, программы, учебные пособия, со-держащие много ценного материала для практического использования и указывающие путь для дальнейших творческих поисков.
Педагогические труды по данной тематике принадлежат таким специ-алистам, как Н.И.Новиков, В. П.Острогорский, А.Д.Алферов и др.
В работах Д.Б.Кабалевского, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачева, Б.М.Немен-ского, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкой и многих других исследо-вателей освещаются различные подходы к определению понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания.
На тему сценарной разработки и поста¬новки театрализованных пред-ставлений сегодня имеется достаточно много учебной литературы, в кото-рой конкретно литературно-музыкальным компо¬зициям посвящены целые главы. Здесь можно выделить книги таких извест¬ных советских педагогов и режиссеров, как А.И.Чечетин, И.Г. Шароев, А.А. Рубб, Д.В.Тихомиров, И.М.Туманов. Педагогическая составляющая теоретико-методологических основ драматургии театрализованных представлений нашла отражение в трудах Д.М.Ген-кина, А.А.Коновича, О.И Маркова.
Тем не менее, проблематике художественно-эстетического воспитания детей среднего и старшего школьного возраста в современных условиях – в эпоху агрессивного влияния различных информационных технологий и мобильных устройств – внимания уделяется недостаточно. Тенденция ис-пользовать в процессе эстетического воспитания литературно-музыкальный формат обусловлена поисками новых методов, максимально способствующих раскрепощению творческих сил ребенка.
Методологическую основу нашей выпускной квалификационной рабо-ты составили учебники и учебные пособия А.И.Чечетина, О.И.Маркова, И.Г.Шароева, И.М.Туманова, а также труды современных авторов С.Г.Лав-линского и М.В.Майбороды.
Объект исследования. Художественно-эстетическое воспитание детей среднего и старшего школьного возраста.
Предмет исследования. Процесс создания литературно-музыкальной компо¬зиции в практике художественно-эстетического воспитания детей сред-него и старшего школьного возраста.
Цель исследования. Наглядно продемонстрировать применение тео-ретиче¬ских аспектов нравственно-эстетического воспитания детей среднего и старшего школьного возраста в процессе практического сценического воплощения литературно-музыкальной композиции «Мятежный дух и трепетная лира», посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова, на базе Староберезовской основ¬ной общеобразователь-ной школы в Новоберезовском сельском поселе¬нии Рязанской области Са-совского района.
Задачи научного исследования:
1) выявить сущность художественно-эстетического воспитания детей и подростков;
2) проанализировать процесс формирования художественно-эстетической культуры детей среднего и старшего школьного воз-раста средствами искусства;
3) охарактеризовать видовые особенности литературно-музыкальной композиции;
4) рассмотреть основные приемы работы над созданием литературно-музыкальной композиции;
5) проанализировать сценарий литературно-музыкальной композиции «Мятежный дух и трепетная лира» и его сценическое воплощение на базе Староберезовской основной общеобразовательной школы в Но-воберезовском сельском поселении Рязанской области Сасовского района.
Методы исследования. Характер поставленных задач определили выбор следующих методов исследования:
? изучение и теоретический анализ специальной литературы по тема-тике выпускной квалификационной работы;
? контент-анализ;
? цитирование;
? компиляция;
? наблюдение;
? обобщение имеющегося материала;
? обобщение полученной информации.
База исследования. Староберезовская основная общеобразователь-ная школа – филиал МОУ «Малостуденецкая средняя общеобразователь-ная школа», расположенная по адресу: село Старое Березово Рязанской области Сасовского района, ул. Ленина, д.191.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы. Материалы данной научной работы могут быть полезны для специалистов социально-культурной, педагогической сферы: педагогам-организаторам досуга, педагогам дополнительного образования, методистам и др.
Также данные материалы могут быть использованы в качестве мето-дического пособия для студентов культурных и педагогических образова-тельных учреждений среднего профессионального образования. В частно-сти, для обучающихся в Областном государственном бюджетном образо-вательном учреждении среднего профессионального образования «Рязан-ский колледж культуры» по специализации «Социально-культурная дея-тельность» и «Народное художественное творчество».
Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из введения, трех глав (первая и вторая главы – теоретические научно-обоснованные, третья глава – практическая ), заключения, списка литературы и интернет-источников (представлено 33 наименования), а также приложений, иллюстрирующих содержание исследования.
.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

1. Горчаков, Н.М. Режиссерские уроки Станиславского / Н.М. Горча-ков,– М. Искусство, 1952.
2. Горюнова, И.Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений: лекции и сценарии / И.Э. Горюнова. – СПб: Композитор, 2009. – 208 с. ил.
3. Детская энциклопедия (в 10 томах). Т.10, Литература и искусство. – Москва, Изд. академии педагогических наук РСФСР, – 1961.
4. Захава, Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра: учебное пособие / Б.Е.Захава. – М. 1978.
5. Корогодский, З.Я. Репетиции… Репетиции… Репетиции. / З.Я. Ко-рогодский. – М. Сов. Россия, 1978. – 112 с. – (Б-чка «В помощь ху-дожественной самодеятельности», № 22)
6. Крутецкий, В.А. Психология: учеб. для учащихся пед. уч-щ. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. Просвещение, 1986. – 336 с.
7. Культурно-досуговая деятельность: учебник / под ред. А.Д. Жаркова и В.М.Чижикова. – М. МГУК, 1998. – 461 с.
8. Лавлинский, C.Г. Сценарно-режиссерские технологии массового празд¬ника: теория и практика: учебное пособие / С.Г.Лавлинский, М.В.Майборода. – М. МГУКИ, 2010. – 193 с.
9. Литературные композиции: репертуарно-методический сборник / сост. О.Ю. Акакиева. – М. Сов. Россия, 1986. – 96 с. – (Б-чка «В по-мощь художественной самодеятельности», № 24; Искусство звучаще-го слова, вып. 33)
10. Лубенская, К.А. Мастерство литературной композиции в искусстве художественного чтения / К.А. Лубенская. – М. Сов. Россия, 1988. – 128 с. – (Б-чка «В помощь художественной самодеятельности», № 10; Искусство звучащего слова, вып. 36)
11. Марков, О.И. Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагоги¬ческой деятельности клуба: учеб. пособие / О.И. Марков. – М. Просве¬щение, 1988. – 158 с. ил.
12. Маршак, М.И. Клубный сценарий. М. Профиздат, 1975 – 120 с.
13. Морозов, А.В. Основы психологии: учебник для вузов. – 2-е изд. – М. Академический проект: Трикста, 2005. – 352 с.
14. Музыкальная эстетика стран Востока./Общ. ред. и вступит. ст. В.П.Шестакова. – Москва: Музгиз, 1967. – 414 с.
15. Ремез, О. Я. Мизансцена – язык режиссёра / О.Я. Ремез. – М. Искус-ство, 1963.- 136 с.
16. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа: учебник/ под общей редакцией Н.П.Гончаровой. – Москва-Тверь: Тверское училище культуры им. Н.А.Львова, ИП Монастыр-ская М.В. 2004.
17. Станиславский, К.С. Работа актёра над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика /К.С.Станиславский. Собр. соч. в 9-ти т. Т. 2. – М. Искусство, 1989. – 511 с.
18. Товстоногов, Г. А. Зеркало сцены./Г.А.Товстоногов. В 2-х томах. Т.1. – Л. Искусство, 1980.
19. Товстоногов, Г. А. Зеркало сцены. /Г.А.Товстоногов. В 2-х томах. Т.2. – Л. Искусство, 1980.
20. Туманов, И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта./ И.М.Туманов. – М. Просвещение,1976.
21. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения./ К.Д.Ушинский. – М. Просвещение, 1968.
22. Чечетин, А.И. Искусство театрализованных представлений./ А.И.Чечетин. – М. Сов. Россия, 1988. – 136 с. – (Б-ка «В помощь клубному работнику» № 7).
23. Чечетин, А.И. Драматургия театрализованных представлений / А.И. Че¬четин. – М. Сов. Россия, 1979. – 144 с. – (Б-чка «В помощь сель-скому клубному работнику», № 4)
24. Чечетин, А.И. Основы драматургии театрализованных представле-ний: история и теория: учебник / А.И. Чечетин. – М. Просвещение, 1981.
25. Шароев, И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: учеб-ник / И.Г. Шароев. – М. Просвещение, 1968. – 463 с.
26. 70644226/#help – Государственная Программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 317)
27. – Большая Советская Энциклопедия.
28. document/9005213 – Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» № 3612-1 от 09.10.1992 г. (с изменениями от 21 июля 2014 года)
29. document/902280004 – Указ

Перейти к полному тексту работы

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

© 2009
Биржа курсовых и дипломных проектов
info@webkursovik.ru