Эстетическое воспитание детей 6 лет

Автор: | 21.05.2016

Эстетическое воспитание детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности

курсовая ворд03 новая.doc

Эстетическое воспитание детей 6 летИзобразительная деятельность по представлению строится в основном на комбинаторной деятельности воображения, в процессе которой происходит переработка опыта, впечатлений и создается относительно новый образ. Изображение по памяти строится на основе представления конкретного предмета, которые дети восприняли, запомнили и пытаются, как можно более точно изобразить.

Есть занятия на тему, предложенную воспитателем, и на тему, выбранную детьми самостоятельно, так называемые занятия по замыслу или на свободную тему. Этот вид наиболее творческий из всех занятий, на которых дети изображают окружающий мир по представлению (по воображению). Его разновидностью является занятие на свободную тему с ограниченной тематикой. Воспитатель определяет широкую тему, в рамках которой индивидуальные темы могут быть различными. В работе с дошкольниками такое ограничение полезно, так как деятельность, при всей ее свободе, приобретает большую целенаправленность не в ущерб, а на пользу творчеству. Подлинное творчество всегда целенаправленно.

Вступительная беседа на занятии занимает не слишком много времени. Важно только вызвать у детей интерес к теме, мотивировать задание, напомнить о необходимости создания разнообразных, относительно неповторимых образов. В процессе исполнительной части деятельности, используя игровые приемы, «оживляя» образ, воспитатель решает те же задачи, но в индивидуальном общении.

В подготовительной группе данный вид занятия планируется примерно один — два раза в месяц. Старшие дети более самостоятельны в предварительном замысливании и поиске способов изображения целенаправленно выполняют замысел. Их замыслы разнообразны и оригинальны. Некоторые дети проявляют пристрастие к каким-то темам и обнаруживают при этом довольно высокий уровень изображения и творчества. Старшие дети более смело, свободно, осмысленно используют различные средства выразительности.

Рисование по памяти чаще всего проводят в подготовительной группе или в старшей в конце года. Для рисования по памяти обычно выбирают несложные предметы с хорошо выраженными частями, относительно простой формы, малодетальные, возможно изображение простых пейзажей. Важно, чтобы объект изображения был выразителен, отличался от других, запоминался (формой, цветом, величиной).

Изображение с натуры. Возможность изображения дошкольниками предмета, явления в процессе его непосредственного восприятия с определенной точки обзора с целью как можно более точной и выразительной его передачи долгое время оспаривалась в дошкольной педагогике. В исследовании Т.Г. Казаковой показано, что ребенку-дошкольнику доступно изображение предмета с натуры без передачи объема и перспективы. Дошкольник изображает форму линейным контуром, строение, относительную величину частей в предмете, цвет, расположение в пространстве.

Виды занятий, выделенные по источнику замыслов. К ним относятся занятия на темы непосредственно воспринимаемой окружающей действительности; на литературные темы (по стихотворению, сказке, рассказу, малым фольклорным жанрам, загадке), по музыкальным произведениям.

Особо стоит остановиться на так называемых комплексных занятиях, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности: рисование, лепка, аппликация, музыкальное (пение, танец, слушание), художественно-речевая.

Итак, в основе интеграции разных видов искусств на занятии должно быть системообразующее начало. Таковым может быть тема. Но этого недостаточно. Не менее, а может, и более важным является нравственно-этическое чувство. Другим интегрирующим моментом, сочетающимся с остальными, может быть задача развития творчества в восприятии и создании художественных образов. Велика роль педагога на таких занятиях. Личностное влияние на детей он оказывает не только примером искреннего чувства, отношения к искусству, но и способностью построить и вести такое занятие, проявив творчество, вкус, чувство меры, способность к импровизации, так необходимой в живом общении с детьми. Чем больше увлечены дети, тем более они раскрепощены и творчески себя проявляют [10, с. 48].

Наиболее интересными занятиями, которые стимулируют творческий потенциал детей, а значит, способствуют эстетическому воспитанию, являются различные занимательные занятия.

Занимательность означает качество, вызывающее не просто любопытство, а глубокий, устойчивый интерес. То есть цель проведения занимательных занятий — создать устойчивую мотивацию к изобразительной деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в образе. Все занятия сделать занимательными невозможно, и к этому стремиться бесполезно. Но внести элементы занимательности в каждое занятие воспитатель не только может, но и должен.

Занимательные занятия делятся на два типа: с традиционными изобразительными материалами и с материалами нестандартными, или нетрадиционными. Среди первых наиболее выигрышными с точки зрения занимательности являются занятия интегрированного характера. Раньше они носили название комплексных. В таких занятиях объединялись элементы нескольких направлений образовательной работы, что не могло не вызвать детский интерес. Хотя, по сути, каждое занятие по изодеятельности является комплексным, ведь постоянно используются и литературные фрагменты, и музыкальный фон, и т.д. На занятиях с различными изобразительными материалами широко используется художественное слово. Также к интегрированным занятиям относят те, где используется сразу несколько видов изобразительной деятельности — и рисование, и лепка, и аппликация.

Однако проведение комплексных (интегрированных) занятий по изобразительной деятельности (ИЗО + математика; ИЗО + экология; ИЗО + музыка + физкультура) требует особой подготовки как воспитателя, так и детей, и обычно такие занятия проводятся в конкретной группе ДОУ не чаще двух раз в квартал.

Поэтому в другое время сохранить устойчивую мотивацию к изобразительной деятельности у детей помогают занятия второго типа — с нетрадиционными материалами, а вернее, с использованием нестандартной техники рисования. Ведь изобразительный материал может быть одним и тем же — например, гуашевая краска. Использовать ее можно и в технике набрызга, и смешивая краску с крупой, солью, и рисовать клеевой кистью на гладкой поверхности картона, и в технике рисования чернильными кляксами, монотипией, диатипией, в пальцевой технике, разбрызгивая по фону с маской, ниткой, с помощью оттиска.

Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по эстетическому воспитанию детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности

2.1. Анализ опыта работы педагогов по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

При проведении опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию детей 6-7 лет будут использованы следующие методы:

наблюдение — древнейший метод познания, научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или другого явления;

эксперимент — основной метод исследовательской работы, вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выполнения действий;

диагностика и тестирование — подбор задач и вопросов, которые служат для проведения сравнительно кратковременных одноразовых испытаний, а также с целью коррекции творческих отклонений;

анализ продуктов деятельности — один из методов психологи, изучающей детские рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие продукты деятельности ребенка;

метод исследования личности — совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека.

Задачами исследовательской работы являлись:

— проведение исследовательской работы по выявлению художественных способностей детей в дошкольном возрасте в технике живописи;

— разработка путей, способствующих эстетическому воспитанию в области рисования живописными материалами;

— апробирование инновационных техник в живописи, способствующих эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Были подобраны критерии оценивания уровней развития художественно-творческих способностей, способствующих эстетическому воспитанию дошкольников средствами изобразительного искусства. Основными направления изучения художественно-творческих способностей данной работы являются:

1) способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения;

2) способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений;

3) способность рационально применять различные техники и рисовать живописными материалами, используя цвет.

Проводимая исследовательская работа будет состоять из трех этапов:

1 -й этап. Констатирующий эксперимент

Констатирующий эксперимент будет проведен в виде занятия со всей группой на тему «Солнечный весенний день».

закреплять умение работать с красками; выявить навыки рисования гуашью; развить способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта с помощью цвета.

В ходе занятия будут использованы следующие методы: беседа, показ, объяснение, указания, напоминание, поощрение, анализ.

Также будет использована наглядность в виде иллюстраций, на которых изображена солнечная погода.

Итог констатирующего эксперимента будет занесен в табл. 1.

Таблица 1. Результаты констатирующего эксперимента

1 — низкий уровень;

2 — средний уровень;

3 — высокий уровень

3.2 Организация работы по эстетическому воспитанию средствами изобразительного искусства

2 -й этап. Формирующий эксперимент

Будет проведен с детьми, которые в констатирующем эксперименте показали имеющиеся предпосылки художественно-творческих способностей, способствующих эстетическому воспитанию дошкольников средствами изобразительного искусства.

Информация о работе Эстетическое воспитание детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности

Цель исследования — выявить педагогические условия, способствующие эстетическому воспитанию детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности.

Объект исследования — процесс эстетического воспитания детей 6-7 лет.

Предмет исследования – педагогические условия эстетического воспитания детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы эстетического воспитания дошкольников………………………………………………………………. 1.1. Проблема эстетического воспитания детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследований………………………………….

1.2. Изобразительная деятельность как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста……..…………………………………………

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по эстетическому воспитанию детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности

2.1. Анализ опыта работы педагогов по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности