Экологическое воспитание детей 1 младшей группы

Автор: | 21.05.2016

Экологическое воспитание младших школьников

Экологическое воспитание детей 1 младшей группы

Экологическое воспитание школьников младших классов является неотъемлемой частью формирования личности. В процессе воспитания непосредственное участие принимают не только родители, но и активно работают школьные учителя. Ведь уже в начальных классах начинают изучать природоведение, на уроках которого большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды. Немаловажную роль играет общение со сверстниками, чтение детской литературы и просмотр мультипликационных фильмов. Из всего перечисленного ребенок черпает информацию об окружающей среде и о взаимоотношениях человека с природой, выбирает себе идеал, которому пытается подражать.

Основные цели и задачи

Задачи экологического воспитания школьников, учащихся в младших классах заключаются в усвоении следующих аспектов:

  • определение оптимальных взаимодействий человека и природы;
  • понятие человека как составляющей биоценоза;
  • понимание ценности природы и взаимосвязи ее составляющих;
  • овладение начальными навыками по использованию природных ресурсов, по улучшению состояния окружающей среды;
  • предвидение последствий своих действий по отношению к элементам окружающей среды;
  • развить общественную и познавательную активность в ходе экологической деятельности;
  • способствовать появлению стремления к познанию природы и к активной деятельности, направленной на улучшение окружения;
  • формирование потребности в контакте с природой.

При этом существует определенная последовательность в изучении. Сначала все объекты природы рассматриваются отдельно, затем познается их взаимосвязь между собой и в частности между объектами живой и неживой природы. И, наконец, на последнем этапе приходит понимание происхождения различных природных явлений. Но основная сущность экологического воспитания младших школьников заключается в приобщение детей к природе. Результатом этого должно быть понимание о бережном отношении к животным, насекомым, птицам и растениям. Ведь природа – это необходимое условие для жизни всех людей. Полученные знания формируют ответственное отношение ко всем объектам окружающей среды. Дети осознают, что для сохранения здоровья и полноценной жизнедеятельности нужны благоприятные условия, поэтому важно сохранить природные ресурсы.

Интерес к явлениям природы и к объектам живой природы начинает проявляться в раннем возрасте. Воспитание экологической культуры младших школьников базируется на трех основных принципах. Это систематичность, непрерывность и междисциплинарность. Успех напрямую зависит от правильной организации занятий. А чтобы каждый раз удивлять и еще больше заинтересовывать ребенка, необходимо применять новые формы и приемы обучения.

Методы экологического воспитания школьников младших классов можно поделить на две группы:

На сегодняшний день всё большую популярность приобретают занятия в игровой форме, в виде театрализованных представлений и сценок. Также формы экологического воспитания младших школьников подразделяют на:

  1. Массовые – организация праздников, фестивалей и конференций, работа по благоустройству помещений, дворов и другое.
  2. Групповые – факультативные занятия в специализированных кружках и секциях, экскурсии, туристические походы.
  3. Индивидуальные – деятельность, направленная на подготовку рефератов, докладов, записей о наблюдениях за растительным и животным миром, рисование и другое.

Об эффективности проделанной воспитательной работы можно судить по наличию живого интереса ребенка к познанию окружающего мира.