Задачи воспитания детей 4 5 лет

Автор: | 20.05.2016

Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей 4-5 лет

2.3 Методические рекомендации к проведению дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи

Игра является важным средством воспитания и развития познавательной активности детей.

Игра содержит готовый замысел, который реализуется в игровых действиях и определяется целью игры, то есть для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта:

1. Познавательный, то есть то, чему, мы должны научить ребёнка, какие способы действия с предметами хотим ему передать.

2. Воспитательный, то есть те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

В обоих случаях цель игры должна формироваться не как передача конкретных знаний, умений, навыков, а как развитие опредёленных психических процессов таких, как мышление, память и внимание, или способностей ребенка. Она является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль. Её обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают им импульсивность.

Ребенок-дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание педагогу следует уделять своей речи. Поскольку ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Особенно четко нужно произносить незнакомые и длительные слова. Живость и богатсво интонаций тоже играет немаловажную роль — способствуют лучшему условию речи.[7]

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку проведению дидактической игры входят:

1. отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышлении, речь) и другие.;

2. установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

3. определение наиболее удобного времени проведении дидактической игры (процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

4. выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим.

5. подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;

6. подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой; [4, 21]

Рассматривая подробнее некоторые приемы и методы руководства дидактическими играми нужно отметить. Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактические задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.

Организация игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сближает их, укрепляет их дружбу.

Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале усваивается содержание игровых действий, правила игры и ход ее. В этот период темп игры, замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.

Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения.

При отработке правильного звукопроизношения педагогу необходимо четко знать артикуляционный уклад каждого звука, то есть, в каком положении при произнесении того или иного звука находятся губы, зубы, язык и голосовые связки. Поэтому перед началом работы с детьми педагогу следует изучать положение всех органов артикуляционного аппарата, произнося изучаемый звук изолированно от других перед зеркалом. Если при этом возникают затруднения, педагогу следует воспользоваться учебными пособиями по логопедии.

Когда артикуляционный уклад звука будет педагогом усвоен, следует заняться подбором артикуляционных упражнений, дидактических игр необходимых для постановки звука.

Обучая детей, необходимо каждое упражнение, которое имеет название, соотнести с каким-либо визуальным предметом, изображенным на картинке (широкий кончик языка — лопаточка, узкий кончик языка — иголочка и т.п.). в последующей работе при показе картинки дети будут выполнять соответствующие упражнения без дополнительных объяснений со стороны педагога.

В дошкольных учреждениях нужно проводить и артикуляционную гимнастику — систему упражнений для речевых органов. Ее цель — совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты еще слабо, поэтому следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и призвана помочь артикуляционной гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений.

Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует продуцированию детьми правильных звуков, а впоследствии — усвоению слов сложной конструкции.

Артикуляционная гимнастика с детьми среднего дошкольного возраста проводится ежедневно три раза:

В утренние часы, после занятий и после дневного сна, по инструкции педагога. Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом. Продолжительность гимнастики — 5минут.

Комплекс артикуляционной гимнастики предварительно разрабатывается педагогом в соответствии с разрабатываемым звуком.

В комплекс входят 4-5 упражнений: 2-3 статистических и 2-3 динамических.

Комплекс артикуляционной гимнастики планируется на неделю. На следующей неделе он частично меняется: одно из упражнений, хорошо освоенное детьми, заменяется новым, направленным на постановку того же звука.

В результате педагог каждую неделю знакомит детей с одним новым упражнением и отрабатывает его в артикуляционной гимнастике.

Знакомство с новым артикуляционным упражнением желательно начинать с небольшой сюжетной зарисовки, затем педагог предлагает выполнить упражнение (обязательно с визуальным контролем). При этом он контролирует правильность его выполнения каждым ребенком.

После этого педагог показывает картинку, изображающую это упражнение, и называет его. Дети выполняют новое упражнение еще раз, но уже не по показу, а по картинке. Педагог опять проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнения каждым ребенком. Сначала движения выполняются медленно, затем темп их удваивается.

Артикуляционную гимнастику желательно проводить в зале, где имеются настенные зеркала. Дети выстраиваются перед ними — педагог встает за их спины. Все видят друг друга в зеркале. Общение, показ артикуляционных поз происходит через них. В таком положении дети видят, как они выполняют упражнения, как его показывает педагог; видят картинки, которые демонстрирует педагог. А педагогу видно, как дети выполняют предложенные артикуляции.

Заключение

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связан с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического процесс, чем друг с другом.

Психологи утверждают: дошкольный возраст — сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.

Одно из таких средств — игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового и лексического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со словом — его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонематической, или звуковой, стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из них ударный и тому подобное).

Усвоение дошкольником звуковой стороны слова — длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей.

Задача взрослого состоит в том, чтобы слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и изучения.

Аскарина Н. М указывала: « В условиях обученного воспитания нельзя обеспечить разностороннее развитие всех детей, пользуясь только индивидуальным общением в процессе их самостоятельности. Необходимо проводить специальные занятия, а лучшим средством остается дидактическая игра. Она закрепляет знания».

Дети, в полном объеме овладевшие звукослоговым анализом, как правило, не испытывают трудностей в обучении грамоте.

Таким образом, анализ изученной литературы показал, использование дидактической игры в звуковой культуры речи в детском саду является одной из возможности развития. Дидактические игры не только активно включить учащихся в учебную работу, но и активизировать познавательную деятельность детей. Использование игры необходимо при обучении детей. Дидактическая игра и может быть использована на всех этапах развития речи детей. Она должна в полной мере помочь решить как образовательные задачи, так и задачи развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.

В курсовой работе были систематические дидактические игры, направленные на воспитания звуковой культуры речи, доступные детям 4-5 лет. Эти игры, оформленные в приложены и будет апробированные в дальнейшем, а результате этой деятельности найдут отражение в выпускной квалификационной работе.

Список литературы

1) Андреасова М. народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению.//Дошкольное воспитание 2007, №3

2) Богуславская З.М. Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М. Просвещение, 1991.

3) Болотина Л.Р. Микляева Н.В. Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. — М. Айрис пресс, 2006.

4) Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. — М. Просвещение, 1991.

6) Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. — М. Просвещение, 1999.

7) Гризик Т. Тимощук Л. Артикуляционная гимнастика. // Ребенок в детском саду 2001, №3.

8) Гризик Т. Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет. // Ребенок в детском саду 2002, №2.

9) Епифанцева Т.Б. Киселенко Т.Е. Могилева И.А. Соловьева И.Г. Титков Т.В. Настольная книга педагога-дефектолога. — Ростов-на-Дону. Феникс, 2005.

10) Занятия по развитию речи в детском саду. Под/ред. Ушаковой О.С. — М. Просвещение, 1993.

11) Игра дошкольника./ Под ред. Новоселовой С.Л. — М. Просвещение, 1989.

12) Катаева А.А. Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М. Владос, 2004.

13 Логопедия./Под ред. Волковой Л.С. — М. Владос. 1998.

14 Лопухина И.В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. — М. Аквариум, 1995

15 Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению./Под ред. Власовец Г.А. М. Детство — Пресс, 2002.

16) Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М. Просвещение, 1982.

17) Максаков А.И. Тумакова Г.Т. Учите, играя. — М. Просвещение, 1983.

18) Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом П/ред. Сохина Ф.А. — М. Просвещение, 1991.

20) Швайко Г.С Игры игровые упражнения для развития речи. — М. Просвещение, 1988.

21) Швецова И. формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи.//Дошкольное воспитание 2007,№5

Размещено на http://www.allbest.ru/