Взгляды а чехова на воспитание детей и детское чтение

Автор: | 20.05.2016

Курсовая работа: «ДЕТИ В ИЗОБРАЖЕНИИ А.П. ЧЕХОВА»

Взгляды а чехова на воспитание детей и детское чтениеI. А.П. ЧЕХОВ И ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 5

1.1. Место чеховских рассказов о детях в русской детской литературе 5

1.2. Мир детства в произведениях А.П. Чехова 8

II. ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.П. ЧЕХОВА 13

2.1. Внутренний мир детей в повести «Степь» 13

2.2. Особенности характера детей в рассказе «Детвора» 14

2.3. Отношений детей и отцов в рассказе «Мальчики» 15

2.4. Восприятие ребенком мира в рассказе «Гриша» 16

2.5. Трагедия в рассказе «Ванька» 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

А.П. Чехов – великий русский классик, горячо любивший детей. В его отношениях с ними было много душевной теплоты, искренней веселости и забавной игры. Он охотно подолгу беседовал с ребятами, писал им шутливые письма, рисовал занимательные картинки. Писатель проявил большое внимание к детскому чтению, не выделяя для себя отдельно «детской» темы, и вслед за Л.Н. Толстым, СТ. Аксаковым и другими ввел ребенка в крут своих персонажей. Наиболее активно он писал рассказы о детях во второй половине восьмидесятых годов: «Детвора», «Ванька», «Событие», «Кухарка женится», «Беглец», «Дома», «Гриша», «Мальчики», «Спать хочется» и другие (часть их вошла в сборник «Детвора», 1889). Ряд его рассказов прочно вошел в круг детского чтения.

Чехов глубоко интересовался вопросами воспитания, образования подрастающего поколения. В его юмористических рассказах разбросано немало язвительных замечаний о казённой системе классического образования («Репетитор», «Человек в футляре», «Случай с классиком»). Писатель хорошо знал детскую психологию и тонко её раскрывал в рассказах «Гриша», «Событие», «Дома», «Детвора» и др. Рассказы А. П. Чехова о детях – непревзойдённые шедевры русской литературы. Темы, поднятые Чеховым в рассказах для детей и о детях, актуальны до сих пор, так как человек способен распознавать различные формы, звуки, запахи, вкусы, но не всегда способен понять внутренний мир ребенка. На этой почве вырастает конфликт между детьми и родителями, что обусловливает актуальность темы нашего исследования.

Объектом исследования является изображение детей в творчестве А.П. Чехова.

Предмет исследования – средства и приемы изображения детей в творчестве А.П. Чехова.

Цель нашего исследования – рассмотреть, каким образом и с помощью чего А.П. Чехов создает образы детских персонажей в своих произведениях.

Задачи, вытекающие из поставленной цели:

1) Охарактеризовать А.П. Чехова как мастера произведений для детей и о детях;

2) Определить место чеховских рассказов о детях в русской детской литературе;

3)Рассмотреть мир детства в произведениях А.П. Чехова;

4) Проанализировать, каким образом А.П. Чехов изображает детей в своем творчестве.

Материалом исследования послужили рассказы и повести А.П. Чехова, главными героями которых являются дети.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов в практике школьного и вузовского преподавания.

Структура работы следующая: введение, 2 главы (теоретическая и исследовательская), заключение и список используемой литературы, включающий 21 источник.

Выдержка из основной части

I. А.П. ЧЕХОВ И ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.1. Место чеховских рассказов о детях в русской детской литературе

А.П. Чехов, любивший детей, создавший столько ярких детских образов, поставивший в своих произведениях столько важных педагогических вопросов, не мог не заинтересоваться такой областью воспитательной работы, как детское чтение.

Чехов был близок к издававшимся в его время журналам «Детский отдых» и «Детское чтение» (в последнем был напечатан его рассказ «Белолобый»).

Не случаен тот факт, что с Чеховым были знакомы и дарили ему свои книги видные педагоги и даже составители и издатели учебников, хрестоматий, – X.Д. Алчевская, В.П. Вахтеров, И.И. Горбунов-Посадов, Д.И. Тихомиров и др. Все это характеризует широкие педагогические интересы Чехова.

Чехов вошел в историю детской литературы, как автор замечательных произведений для детей. На наш взгляд, Чехова следует считать и своеобразным критиком детской литературы. Об этом свидетельствуют не только его литературно-критические замечания в письмах к детским писателям. Можно рассматривать шутки-пародии Чехова на детскую литературу как проявление не только юмористического дарования писателя, но и критического отношения к современной детской литературе.

Еще в 1882 году Чехов выступил в печати с юмореской «Сборник для детей», которая представляет собою остроумную пародию на низкопробную детскую литературу с ее сентиментально-фальшивым изображением жизни, лицемерной буржуазной моралью, навязчивым дидактизмом. Весь «Сборник для детей» – и предисловие, и отдельные рассказы, и заключение – пронизан ярко выраженной дидактической тенденциозностью. Предисловие дает тон всему сборнику: «Милые и дорогие дети! Только тот счастлив в этой жизни, кто честен и справедлив. Мерзавцы и подлецы не могут быть счастливы, а потому будьте честны и справедливы… Привожу вам в назидание несколько сказок и повестей»[19; 14].

Назидательный дидактизм явственно звучит в содержании и даже в названиях сказок и повестей, составляющих сборник: «Наказанная скупость», «Достойное возмездие», «И за зло нужно быть благодарным» и т.п. А в заключение дается краткая морализаторская концовка: «Итак, дети, добродетель торжествует»[19; 243].

Чехов считал, что произведения для детей должны носить печать литературного таланта, заключать в своем существе этическое содержание без навязчиво-дидактических поучений; вместо моральных сентенций они должны давать конкретные образцы «самоотвержения и высокости в делах без пошлой морализующей указки».

Может показаться непонятным и его признание: «Писать для детей вообще не умею… и так называемой детской литературы не люблю и не признаю»[11; 25]. Дело в том, что под «так называемой детской литературой» Чехов разумел адресованные детям нехудожественные сентиментально-моралистические книжки того времени. Поясняя свою позицию, писатель продолжал: «Надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т.е. из настоящих художественных произведений», подобно тому как нет надобности «выдумывать для больного какое-то особое лекарство только потому, что он ребёнок», достаточно «уметь выбирать лекарство и дозировать его»[7; 14].

Несмотря на то, что Чехов специально для детей ничего не писал, ряд его рассказов прочно вошёл в круг детского чтения и подготовил юных читателей к знакомству с творчеством выдающегося художника слова.

Большинство рассказов Чехова, вошедших в круг детского чтения, посвящено жизни ребят. Забота о подрастающем поколении, о его воспитании отражена во многих произведениях писателя, свыше двадцати рассказов о детях написано им.

Мир ребенка, необычный, неожиданный, яркий – целая область эстетических и этических интересов А.П. Чехова. Для него это особый мир, дети у него – особые люди. Чехова не привлекала литература собственно детская, но его крайне волновала сама стихия детства, притягивал внутренний мир детей, еще не испорченный влиянием общественной среды. В детском сознании он находил неискушенный, гармоничный взгляд на жизнь в ее целостном единстве. Детская тема давала выход его эмоциональному стремлению понять, как соотносится мир взрослых с миром детей. Большая часть произведений Чехова о детях приходится на вторую половину 1880-х гг. – время его расставания с амплуа юмориста и становления как крупного, драматически мыслящего художника.

Чехов предстает как знаток детской психологии и поведения. Поражают его наблюдательность, фантазия, дар перевоплощения, умение смотреть на мир глазами героев. Писатель передает свежесть детского взгляда, острую способность видеть красоту (ведь даже тусклые краски в детском восприятии всегда остаются яркими). Каждый ребенок в представлении Чехова – это личность со своими вполне определенными чертами, интересами, привычками, способностями.

Одна из главных идей рассказов Чехова о детях в том, что уже в раннем возрасте ребенок обладает вполне определенными чертами характера, более того, во многом это уже сформировавшаяся личность. Но при этом дети еще далеки от жизни взрослых, у них нет опыта, нет затянувшихся душевных ран, неизбежно возникающих с возрастом, пока человек «обтесывается» об острые углы жизни. Они живут в своем наивном мире, полном добра, любви, иллюзий, доверия, искренности.

Детская душа чутка ко всему хорошему, и счастливое состояние души, как правило, присуще ребенку постоянно, это одно из существенных его отличий от взрослого. Но когда гармонию детского мира с его бесхитростными помыслами нарушают равнодушие и хладнокровие взрослых, доверчивость к жизни начинает колебаться.

Несмотря на то, что Чехов специально для детей ничего не писал, ряд его рассказов прочно вошёл в круг детского чтения и подготовил юных читателей к знакомству с творчеством выдающегося художника слова.

Можно сказать, что Чехов в своих «детских» рассказах не только раскрыл образ ребёнка, но и показал его особый мир, который требует бережного отношения со стороны взрослых людей, потому что именно в детстве формируется судьба человека.

1. Авилова Л.А. А.П. Чехов в моей жизни // А.П. Чехов в воспоминаниях современников. – М. Айрис-Пресс, 1986. – С. 121-208

2. Александров П.Р. Психологические портреты детей в рассказах А.П. Чехова «Гриша», «Детвора». – М. МПГУ, 2009. – 48 с.

3. Базилевская А.К. Тема детства в рассказах А. П. Чехова: этико-психологические аспекты. – СПб. АТРИС, 2008. – 84 с.

4. Балухатый С.Д. Ранний Чехов // Балухатый С.Д. Вопросы поэтики. – Л. Изд-во ЛГУ, 1990. – С. 84-160.

5. Бердников Г.П. А.П. Чехов. Идейные и творческие искания. – Л. Художественная литература, 1970. – 591 с.

7. Бердников Г.П. Чехов. М. ЖЗЛ, 1978 – 48 с.

8. Голубков. В.В. Мастерство А.П. Чехова. – М. Гос. Уч.-пед. Изд-во, 1958. – 448 с.

9. Громов Л. Чехов и детская литература. – М. ПРЕСС, 2008. – 98 с.

10. Громов М.П. Книга о Чехове. М. 1989 – 81 с.

11. Гурвич И. Мир чеховского рассказа. – М. Наука, 1987. – 234 с.

12. Емец Д. Детская тема в рассказах А.П. Чехова. – М. Худ. лит. 1999. – 24 с.

13. Камянов В.И. Время против безвременья. Чехов и современность. М. 1989. 103 с.

14. Камчатский А.И. Смирнов А.А. А.П. Чехов. Прблемы поэтики //www/textology.ru

15. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. – М. Наука, 1979. – 248 с.

16. Ковалева М.А.Тема детства в творчестве А. Чехова. – Бийск: АТР-Пресс, 2009. – 74 с.

17. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П. Чехова. – М. Детская литература, 1985. – 175 с.

Куприн А.И. Памяти Чехова. / Чехов в воспоминаниях современников. М. 1954.

18. Куприн А.И. Памяти Чехова / Чехов в воспитаниях современников. М. 1954 – 34 с.

19. Лакшин В.Я. Толстой и Чехов. – М. Современный писатель, 1975, 234 с.

20. Лапонина Л. Прием остранения в рассказах А.П. Чехова о детях// Молодые исследователи Чехова: Материалы международной научной конференции (Москва, май 2005 г.). – М. Изд-во МГУ, 2005. – С. 126-132.

21. Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова. – М. 1982. – 218 с.

22. Лысков И.П. А.П. Чехов в понимании критики. – М. Восток, 1996. – 128 с.

Монахова О.П. Малхазова М.В. Русская литература XIX века. М, 1955.

23. Монахова О.П. Малхазова М.В. Русская литература XIX века. М. 1955 – 24 с.

24. Непочатых Т.Ю. Мир глазами ребенка в рассказе А.П. Чехова «Гриша». – М. МПГУ, 2011. – 52 с.

25. Семанова М.Л. Чехов в школе. – Л: Учпедгиз, 1954. – 282 с.

26. Чехов А.П. Рассказы. – М. Детская литература, 1968. – 97 с.

27. Чехов. А.П. Собрание сочинений в 12-ти т. Т. 4. – М. Гослитиздат, 1960. – 258 с.

28. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. М, 1977

29. Чехов М.П. Вокруг Чехова. – М: Московский рабочий, 1959. – 302 с.

30. Чудаков А.П. Антон Павлович Чехов. – М: Просвещение, 1987. – 176 с.