Воспитание ребенка с заиканием в семье

Автор: | 20.05.2016

Воспитание заикающегося ребенка в семье

Воспитание ребенка с заиканием в семьеВ воспитании ребенка раннего и дошкольного возраста отчетливо проявляются родственные эмоциональные связи (матери, отца и ребенка). Исследование личностных качеств членов семьи особенно важно при наличии у ребенка заикания. Имеющееся заикание вызывает неправильное отношение к ребенку и его речи, что способствует появлению конфликтных отношений и стрессовых ситуаций.

Исследованы 20 семей заикающихся детей с применением модифицированной «Карты наблюдений развития и воспитания детей раннего возраста» (Н.М. Амосов, 1975).

В 11 семьях заикающийся является единственным ребенком, в 7 семьях имеет или брата, или сестру. Таким образом, заикающийся ребенок в половине семей воспитывается как единственный ребенок. Он становится центром внимания, что приводит к неадекватным методам воспитания: к нему предъявляются как повышенные требования, так и чрезмерно щадящие. Чтобы определить качества среды, окружающей заикающегося ребенка дома, мы рассмотрели следующие компоненты отношений в семье: нежность, ласка, любовь; информативность; авторитеты; семейный климат; умение воспитателей; поощрения и наказания. В 17 семьях из 20 родители разумно проявляют к ребенку нежность, ласку и любовь, разговаривают со спокойной интонацией, иногда повышают голос, физически не наказывают. В 2 семьях ребенка «заласкивают», выполняют его любые желания, не применяют никаких наказаний. В 1-й семье ребенок предоставлен сам себе, подвергается физическим наказаниям.

В 12 семьях достаточно высокая информативность: с ребенком занимаются, читают и рассказывают сказки, объясняют события окружающего мира. В 8 семьях информативность ниже: с ребенком занимаются не часто, не удовлетворяют его любопытство, в доме недостаточно игрушек, книжек, существует много запретов: «Не трогай», «Нельзя», «Не бери».

В 15 семьях авторитет матери выше авторитета отца. В 3 семьях авторитет отца высокий: ребенок всегда слушается отца, охотно с ним общается, любит слушать сказки, с удовольствием играет. Как низкий в 5 семьях определен авторитет матери и в 4 семьях авторитет отца, ребенок неохотно с ними общается, предпочитает играть один, рассматривает книжки в одиночестве.

Семейный климат включает общий тон и устойчивость семейных отношений, общительность в семье, отношение к отдыху, к телевизору. Взаимопонимание отмечено в 8 семьях. В большинстве — 11 семьях преобладают договор, споры. Различна устойчивость семейных отношений: в 10 семьях они достаточно ровные, в 3 семьях — наряду со спокойными отношениями возникают конфликты, в остальных 7 семьях отношения неустойчивые.

Отдых правильно организован только в 7 семьях из 20, девиз такой семьи «Ни минуты без дела», т.е. смена деятельности ребенка. В 2 семьях — пассивный отдых, без определенных занятий, в 11 семьях активный отдых чередуется с пассивным. Разумное отношение к телевизору имеется только в 3 семьях: телевизор включается редко, на один час в день и не ежедневно. Члены семьи смотрят с ребенком только определенные передачи, комментируют их в воспитательных и образовательных целях.

Воспитательными умениями в большей степени владеют матери, нежели отцы. По оценке родителями своих умений только у 8 матерей и 7 отцов они находятся на очень высоком уровне. У 12 матерей и 5 отцов воспитательные умения ниже: родители не всегда могут применить адекватные методы воспитания. У 2 отцов выявлено полное отсутствие взаимопонимания с ребенком.

Поощрения и наказания рассматривались нами по степени применения. В 17 семьях преобладает устное одобрение. В 3 семьях детей балуют, ни в чем им не отказывают. В 17 семьях преобладают такие наказания, как шлепанье, словесный укор, окрик, выговор. В 1-й семье — физические наказания. В 2 семьях наказания отсутствуют. Таким образом, качества среды, окружающей ребенка, в основном положительные, однако не всегда учитывающие наличие у ребенка заикания. Отрицательными факторами являются: излишне заласканное или чрезмерно строгое отношение к заикающемуся; недостаточная информативность; преобладание авторитета матери над авторитетом отца; нервный тон семейных отношений; излишне высокий уровень общительности; наличие неадекватных методов воспитания. Изучение особенностей воспитания заикающегося ребенка в семье является одним из компонентов комплексного подхода в устранении заикания.