Сенсорное воспитание основа умственного развития ребенка

Автор: | 20.05.2016

Сенсорное воспитание основа умственного развития ребенкаСенсорное воспитание – как основа умственного развития детей раннего возраста

Е.А. Шишкина, воспитатель группы «Капелька»

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, спешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития детей.

В истории дошкольной педагогики сенсорика занимала одно из центральных мест. Были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей свойствами и признаками предметов. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И, конечно, каждый малыш, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным.

Важнейший метод сенсорного развития – обучение в форме игр-занятий с дидактическими игрушками и материалом. Это могут быть задания на группировку однородных предметов по величине, форме или по цвету.

Особое значение в практической ориентировке детей раннего возраста имеет овладение способами обследования сенсорных качеств и свойств: ощупываем, рассматриваем, сравниваем. Основная роль при этом отводится таким методическим приемам, как обведение контура предмета рукой ребенка, направляемой взрослым. Затем следует переход к самостоятельному обведению контура предмета и, наконец, к чисто зрительному анализу свойств.

Существенным фактором является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д.

Так, в играх дети постоянно знакомятся с качеством предметов. Умываются – узнают температурные свойства воды. Гуляют на улице – познают свойства снега.

В наблюдениях за природой закрепляется название цветов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, малыш на практике овладевает понятием величины.

В раннем возрасте устанавливается связь формы конкретных предметов с ее обобщенным выражением. Деревянный или нарисованный кружок дети называют то шариком, то мячиком. Использование опредмеченных слов-названий помогает развитию и углублению восприятия формы. Не стоит сразу говорить ребенку о прямоугольнике, квадрате. Малыш усваивает форму как признак других важных свойств предметов. Он легко запоминает где «крыша», «огурчик», «кирпичик» и так выбирает необходимые формы.

На каждом занятии я знакомлю детей со свойствами тех предметов, с которыми они будут действовать. Например, со строительным материалом. Ставлю практические и умственные задачи, добиваясь, чтобы мои маленькие воспитанники их поняли и приняли к исполнению. Затем показываю, как эти задачи следует решать, направляю деятельность детей на достижение определенного результата. Ознакомится, например, с тем, как проходят игры-занятия со строительным материалом в детском саду и как их можно организовать дома.

Малышам доступно сооружение несложных построек из строительного материала. Действуя с ними, ребятишки узнают цвет, форму предметов, их величины, приобретают элементарные пространственные представления. Я учу детей называть словом те признаки предметов, с которыми они познакомились: кубик красный, кирпичик зеленый, домик получился маленький, а забор высокий. Таким образом, в играх со строительным материалом развивается речь, расширяется словарный запас.

Возведение постройки требует сосредоточенного внимания, памяти. Движения детей становятся более точными, ловкими, целенаправленными. Игры со строительным материалом дают возможность проявить самостоятельность. Малыш приучается аккуратно пользоваться материалом, бережно относится к постройке, сооруженной им самим или его товарищем.

Учу ребят ставить кубики друг на друга (башня), ставить кирпичики вертикально в ряд на длинное ребро (загородка) и на короткое ребро (высокий забор). Из кубиков и кирпичиков малыши могут построить стол, стул, диван, кровать, скамейку, домик, ворота. Объясняя, каждый раз показываю, как и что надо сделать. Построив что-либо, дети играют: на скамейке сидит матрешка; в ворота въезжает машина; за загородкой гуляют цыплята и т. д. Важно, чтобы игрушки по размерам соответствовали постройке и были устойчивы.

Приемы возведения новой постройки ребенок усваивает не сразу, поэтому занятия с одним и тем же содержанием повторяется неоднократно.

Рекомендую вам организовать такие игры дома. Для этого приобретите необходимый строительный материал. Из мелкого строительного материала дети строят на столе. Подберите соответствующие игрушки для обыгрывания постройки. Следите за тем, чтобы ребята доводили начатое дело до конца. Если вы видите, что у малыша что-то не получается и пропадает желание строить, окажите ему помощь или подскажите, что надо сделать для завершения постройки.