Роль театральной деятельности в воспитании детей

Автор: | 20.05.2016

Роль театра в воспитании детей. Театральная постановка "Щелкунчик"

Роль театральной деятельности в воспитании детейА.С. Пушкин: “Театр – это волшебный край”

Среди разнообразных форм обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте особое место занимает театр и театрализованные игры, т.к. игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Театр – один из самых доступных видов деятельности, который позволяет решать многие проблемы педагогики и психологии, связанные с нравственным и художественным воспитанием, развитием воображения, самостоятельности, инициативности и. т. д. Многие великие люди говорили о театре как о средстве воспитания.

Театральное искусство изменяет и преображает человека исподволь, опираясь на художественно– образные средства и приёмы.

В педагогике аксиомой стало утверждение, что одним из главных методов в работе с детьми является игра. Сама жизнь определила две основные особенности игры:

– игра как средство обучения и воспитания;

– игра как генетическая и функциональная основа искусства.

Ещё Платон в своём философском труде “Государство” сближал два слова: “воспитание” и “игра”. Он утверждал, что обучение ремёслам и воинскому искусству немыслимо без игры.

Сегодня учёные и практики сходятся в том, что роль игры одинаково велика в формировании и развитии всех сторон человеческой личности: умственной, физической, нравственной, эстетической.

Игра и искусство связаны неразрывно, поскольку всё, чем владеет искусство: мудрость, трагизм, комизм и др. – идёт от самой жизни и любая модель в искусстве – это маленькая модель жизни, но сконструированная, сыгранная. Мир детства и мир театральной игры близки потому, что в основе любой игры лежит инстинкт подражания, который человеку дала сама природа. Ребёнок развивается в процессе подражания чему-то и кому-то. Театральное искусство чрезвычайно приближено к детской жизни, к общению ребят, но ведь игра – основной элемент театра. Со времён античности театр представляет собой

Универсальную образовательную модель, которая имеет специфические черты, отсутствующие в других видах искусства и творческой деятельности, куда вовлекаются дети:

1) занимаясь театральным творчеством, ребёнок погружается естественно, без принуждения, в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и.т.д. поскольку театр – это синтетический вид искусства;

2) играя в театре, дети занимаются сотворчеством, потому что театр – это ещё и коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие проблемы;

3) театральная деятельность требует от каждого ребёнка всех его способностей, заложенных от природы, даже тех, о которых ни он, ни его родители и воспитатели не подозревали, потому что театральное творчество многогранно;

4) занимаясь в театре, ребёнок учится активно преображать словесные образы, поскольку сцена требует действий.

Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает дружественную атмосферу, располагающую ребят вступить в беседу, рассказать о спектакле товарищам и родителям, поделиться эмоциями. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь (а следовательно, и мышление) наших детей бывает скудна и невыраженна.

Театральная деятельность совершенствует артикуляционный аппарат, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя интонации и выразительные средства, соответствующие поступкам героев, их характеру, ребенок старается говорить четко, чтобы его все поняли, таким образом улучшается звуковая культура речи. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Одной из важных задач театральной деятельности является позитивное отношение к себе, как к личности, к своим сверстникам и другим людям. Дети учатся смотреть на себя со стороны, согласовывать свои действия с партнерами, строить взаимодействие и общение друг с другом.

Вошедшие в сердце прекрасные образы добрых героев навсегда останутся с нашими детьми. И кто знает, быть может, в трудную минуту любимые Дюймовочка или Золушка, Щелкунчик или Мари напомнят им о том, сколько прекрасного еще сохранилось в нашем мире, удержат от злого и несправедливого поступка!

Мы предлагаем вашему вниманию авторскую постановку по мотивам знакомой сказки Эрнста Теадора Амадея Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”. Это музыкально-художественный спектакль, в котором приняли участие дети подготовительной группы детского сада. Он был подготовлен и проведен в канун новогодних праздников и Рождественских каникул. Таким образом, предвкушением волшебства, ожидание чуда, лишь усилили восприятия этой сказочной истории, окружили её аурой загадочности, таинственности. Дети с удовольствием участвовали в театральной постановке. Сюжет сказки представлен очень компактно. Она насыщена музыкальным сопровождением, интересными музыкальными композициями.

Затем спектакль был показан на сцене других дошкольных учреждений и школ района. Дети приняли участие в городском фестивале искусств.

Одним словом, радость от театральной постановки получили не только наши зрители, но и сами юные артисты.

Щелкунчик

– Канун Рождества – время дивных чудес! Вы любите сказки?
т-сс! Одна уже здесь! Тихонько знакомую дверь отварю:
Дом этот давно я, признаться, люблю
Здесь ёлку всегда для детей наряжают
Под ёлкой – подарки ребят ожидают.
Итак, мы начнём нашу сказку, друзья;
Я – крёстный Мари (кладёт щелкунчика под Ёлку)
А вот и она.

Заходят дети и Мари.

Ах, карнавал, удивительный бал
Сколько друзей ты на праздник собрал
Всех на ёлке ожидают
Встречи интересные и подарки чудесные
(обходят ёлку хороводом, разбирают подарки, расходятся по комнате)
– Ой, крестный! Посмотри
Какая необычная игрушка?!

– Это, Мари тебе мой подарок
Может он не очень ярок и красив
Зато для всех может он разгрызть орех! Это Щелкунчик

– Игрушка мне нравиться, хоть нескладна
Такая игрушка мне очень нужна. Спасибо

(Сказочник и Мари присаживаются около ёлки. Свет слегка приглушен)

Ты знаешь, ведь этот Щелкунчик
Раньше уродливым не был
Об этом Дед Мороз мне поведал
Он ведь во многих странах бывал
Много разных чудес повидал.
Жил когда – то король бесстрашный и смелый
В замке с принцем и своей королевой
Правил с добром своею страной
Да надо ж было случиться беде одной:
В замке завелись мыши повсюду
Грызли, портили всё подряд
Такому соседству был король не рад
Пришлось ему объявить войну мышам
И большим и даже малышам.
За это Королева Мышей решила отомстить
И сына – принца в Щелкунчика превратить

Мари: А можно ли его расколдовать?

Сказочник: В новогоднюю ночь часто случаются удивительные чудеса. Если в таком уродливом обличии его полюбит чьё-то доброе сердце – колдовские чары рухнут!

(Мари берёт в руки Щелкунчика, танцует с ним, прижимает к груди)

Я верю, пробьют часы 12 раз
Свершиться волшебство
Щелкунчик оживет тот час:
Я так люблю его!

(Бой часов, Мари уходит за ёлку, зажигается свет. Щелкунчик вывод Мари за руку в зал.)

Говорят под Новый год,
Что не пожелается
Всё всегда произойдёт
Всё всегда сбывается
Я принц! Я снова человек!
Я больше не уродец странный
На свете я счастливей всех
О, этот миг желанный.

(Мари и Щелкунчик кружатся взявшись за руки, смеются. Звучит тревожная музыка, появляется мыши. Мари и Щелкунчик прячутся за ёлку)

Праздник здесь?
Что ж веселитесь!
Только мести берегитесь!
Буду править замком я
И моя мышиная армия.
Нападём в условный час
И испортим праздник ваш!

Принц расколдован, но враг не повержен
Мыши опасны, друзья, как и прежде!
Но к вам на подмогу позвал я жителей чудо-страны
В ней молочные реки и вафельные берега
Карамельные горы и из зефира облака.
Гостей этих добрых скорее встречайте
Дары их волшебные получайте!!

(Выходит Фея Драже с игрушками. Танец игрушек)

С друзьями своими я вам помогу
Хлопушку волшебную вам подарю
Приятно на вашем балу веселиться
И пусть наш подарок вам пригодиться.

(Танец Шоколада испанский)

Горячие, шумные танцы у нас,
Мы дарим, Щелкунчик тебе маракас
Он шумом своим всех мышей напугает
А в замке твоём
Снова мир настанет.

(Выходят гости из Китая. Танец Чая)

Старинный клинок из серебряной стали
Специально, мой друг, для тебя мы искали
Очистит он замок от злобных мышей
Что нападают на добрых людей.

/Отдают клинок и уходят/

(Выходят гости с Востока. Танец Кофе)

Мы с востока привезли
В дар волшебный порошок
Им посыпешь ты мышей
И у них случится шок.

/Отдают порошок Мари и Щелкунчику/

(Звучит тревожная музыка выбегают мыши)

Что здесь за веселье? Какой Новый год?
Вы что позабыли, кто в замке живёт?
С ёлки снять все украшенья!
Сыр развесить по углам!
В подвал снести все угощенья!
Быстрее! Говорю я вам!

/Мыши бегают вокруг ёлки, как будто снимают игрушки, и убегают/

Гусары мои выходите скорей
Разгоним по норам противных мышей.

(Бой мышей и гусар. Мари использует чудесные дары. Мыши убегают)

Вот, наконец, повержены мыши
Вновь я веселую музыку слышу.
Продолжим же праздник у ёлки своей
И в круг позовем всех друзей и гостей.

(Обращается к зрителям)

– А вам, напоследок, скажу я вот так:
Тому никакой не страшен враг,
Кто друга способен в бою защитить
Кто дарит добро и умеет любить!
И пусть наша сказка, увы, завершается
Но чудеса никогда не кончаются.