Методы воспитания детей зпр

Автор: | 20.05.2016

Методы воспитания детей зпрРаздел 6. Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития

Причины задержки психического развития. Проблема диагностики задержки психического развития у детей. Клиническая и психолого-педагогическая классификация детей с задержкой психического развития.

Система обучения детей с задержкой психического развития. Коррекционная направленность обучения детей с задержкой психического развития.

Проблема дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.

История развития научных взглядов на обучение и воспитание детей с задержкой психического развития.

Задачи обучения и воспитания детей задержкой психического развития. Принципы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. Методы обучения детей задержкой психического развития. Содержание обучения детей с задержкой психического развития.

Основные понятия:

Специальная педагогика. Философия специального образования. Методология. Социокультурное формирование личности. Социальная среда.

История и философия специальной педагогики, история специального образования.

Специальное, инклюзивное образование. Система ранней помощи. Коррекционно-педагогические технологии в едином образовательном пространстве.

Специальная педагогика: логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика

Технологии освоения программы:

Интерактивные лекции с мультимедийной презентацией, эвристическая беседа, рефлексия профессионально-личностного опыта, контент-анализ, составление аналитических справок с использованием технологий поиска информации. Кейс-метод. Рецензирование. Проектные технологии. Деловые игры. Выполнение практических заданий. Дискуссии. Презентация и защита проектов.

Организация самостоятельной работы

Работа с научной литературой. Написание аннотаций, рецензий. Выполнение проектного задания. Подготовка докладов и рефератов.

Типовые задания для самостоятельной работы:

Рефераты, доклады по тематике дисциплины.

Выявить сущность современных коррекционно-педагогических технологий на основе изучения журналов «Дефектология», «Коррекционная педагогика» «Логопед», «Специальная психология».

Написать аннотацию на автореферат кандидатской диссертации; раскрыть сущность, пути решения рассматриваемой в автореферате проблемы.

Составить список литературы по проблеме исследования.

Подготовить обзор публикаций по журналам за последний год по проблеме исследования.

Подобрать и проанализировать статьи по современным вопросам дидактики.

Подготовить презентации по одной из острых дидактических проблем.

Проанализировать и оценить дидактические идеи одного из дидактов прошлого.

Разработать и подобрать исследовательский инструментарий по отдельным темам курса.

а) Текущая аттестация: тестирование, опрос.

б) Итоговая аттестация: кандидатский экзамен.

Вопросы к экзамену по СПЕЦИАЛЬНОСТИ «КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА»

Специальная педагогика как отрасль педагогической науки.

Научно-теоретические основы специальной педагогики.

Методология и методы исследования специальной педагогики.

История развития специального образования и становления специальной педагогики как науки.

Психолого-педагогические условия интегрированного обучения детей на современном этапе развития системы образования.

Социальные условия воспитания как фактор оптимизации психофизического развития человека.

Принципы специального образования.

Правовые основы специального образования.

Социально-профессиональный этикет в специальной педагогике.

Специальная образовательная среда. Характеристика основных средств специального образования.

Концепция саморазвития человека с ограниченными возможностями.

Педагог современной системы специального образования; личностная и профессиональная характеристики; пути и способы профессионального роста.

Индивидуально-дифференцированный подход в реализации коррекционно-педагогической деятельности.

Вариативность нарушений развития и их определяющая роль в прогнозировании индивидуального пути образования.

Специальные технические средства обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы компьютеризации системы специального образования.

Значение и содержание преемственности связей дошкольного и школьного образования в реализации коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями на современном этапе развития науки и практики.

Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении и воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Система ранней профилактики нервно-психических нарушений у детей.

20.Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ограниченными возможностями здоровья: основные принципы и методы.

Современные концептуальные подходы к логопедии как науке. Теоретико-методологические основы логопедии.

Современные нейропсихологические и психолингвистические исследования речевой функции и их учет в логопедии.

Современные тенденции исследования речевой коммуникации и языковой способности у детей с недоразвитием речи.

Понятие гуманизма, деонтологии в логопедии. Личность учителя-логопеда.

Развитие логопедии в соответствии с уровнем развития общества. Деятельность учителя-логопеда в образовательном пространстве общества и государства.

Этиология нарушений речи в свете современных достижений медицины, генетики, цитогенетики, психопатологии, нейропсихолингвистики и других наук.

Виды речевых нарушений.

Дискуссионные и нерешенные вопросы в проблемах речевых нарушений, перспективы дальнейшего его изучения.

Система раннего выявления и ранней комплексной коррекции отклонений в речевом развитии – новый базис системы специального образования

Особенности воспитания детей с нарушениями речи в семье.

Вариативные организационные формы коррекционной помощи детям младенческого и раннего возраста.

Теоретические и экспериментальные исследования последних лет в области ранней речевой диагностики и специальной комплексной помощи детям с речевыми нарушениями в развитии и их семьям.

Современные подходы к профилактике и коррекции речевых нарушений.

Педагогические основы обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями.

Основные модели оказания логопедической помощи, использующиеся в мировой практике.

Новаторские подходы к организации и содержанию коррекционной работы с лицами, имеющими нарушения речи.

Коррекционные и диагностико-профилактические программы воспитания и обучения детей с нарушениями речи.

Проблемы интегрированного воспитания и обучения детей с нарушениями речи.

Специфика организации логопедической помощи в системе образования, здравоохранения, социального обслуживания.

Новые средства обучения детей с речевыми нарушениями, основанные на использовании информационных технологий

Сурдопедагогика как педагогическая наука

Предмет, объект науки, ее задачи, методы исследования, вязь науки сурдопедагогики с другими науками. Актуальные проблемы сурдопедагогики на современном этапе развития общества.

Нарушение слуха у детей, их этиология, классификация.

Современные методы исследования слуха.

Проблема реабилитации лиц с нарушенным слухом, ее медицинские, социальные, психолого-педагогические аспекты.

Обучение, воспитание, развитие детей с недостатками слуха. Возможности и средства развития детей. Роль обучения в их развитии.

Сурдопедагог, его функции, готовность к работе с детьми, имеющими нарушения слуха, и их родителями.

Глухие дети, их педагогическая характеристика, состояние слуха, речевое развитие, особенности психического развития.

Слабослышащие дети, состояние их слуха и речи, особенности психического развития в условиях неполного владения речью и ограниченного контакта с окружающим миром.

Дети с нарушением слуха и интеллекта, их психолого-педагогическая характеристика, особенности развития и адаптации к окружающему миру.

Дети с нарушением слуха и зрения, особенности их психического развития.

Социальные институты и их роль в воспитании детей с нарушением слуха.

Дошкольные коррекционные учреждения для детей с нарушением слуха.

Отбор детей в дошкольные учреждения, задачи их работы, направления коррекционно-развивающей работы.

Педагогическая характеристика системы обучения глухих и слабослышащих дошкольников речи

Школьные коррекционные учреждения для детей с нарушением слуха. Отбор детей в разные типы школьных учреждений, дифференцированная система их обучения. Задачи школы для детей с недостатками слуха, их реализация в современных условиях обновления системы образования

Интернаты школ для детей с нарушением слуха, их задачи, структура, система коррекционно- развивающей работы с детьми.

Внешкольные детские учреждения, их сотрудничество специальными (коррекционными) учреждениями

Деятельность общественных организаций, благотворительных фондов, родительских ассоциаций, обеспечивающих

Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Основные этапы становления и развития науки тифлопедагогики.

Предмет, объект науки, ее задачи, методы исследования.

Связь тифлопедагогики с офтальмологией, физиологией, психологией, педагогикой (общей, логопедией, сурдопедагогикой, олигофренопедагогикой, специальной педагогикой детей с задержкой психического развития).

Вклад ведущих зарубежных и отечественных ученых в развитие тифлопедагогической науки.

Система коррекционных образовательных и реабилитационных учреждений для инвалидов по зрению (инвалидов детства и поздноослепших).

Цели, содержание, формы и организация лечебно-восстановительной, коррекционной и социальной работы в специальных учреждениях для лиц с глубоким нарушением зрения.

Тифлопедагог в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей со зрительной патологией, его функцией, сотрудничество тифлопедагога со специалистами разного профиля

Роль и место социального педагога и практического психолога в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с нарушением зрения.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения как объект и субъект науки тифлопедагогики.

Дифференцированный подход к воспитанию, обучению детей с различными отклонениями в развитии.

Перспективы и условия восстановления утраченного зрения и развитие зрительного анализатора в условиях специального коррекционного образовательного учреждения.

Специальные, социальные и образовательные учреждения и их роль в воспитании ,коррекции и компенсации развития инвалидов по зрению.

Дошкольные специальные (коррекционные) учреждения для детей с нарушенным зрением

Критерии отбора детей в специальные дошкольные учреждения.

Принципы, формы и методы обучения в специальной школе для детей с нарушением зрения. Использование тифлотехники в учебном процессе.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушением зрения (школы для слепых, слабовидящих детей).

Задачи, содержание и перспективы развития специальных школ.

Деятельность общественных организаций слепых в системе ВОС, фондов социальной зашиты инвалидов детства, родительских ассоциаций, обеспечивающих защиту прав инвалидов по зрению.

Задачи семейного воспитания, принципы, условия, основные направления в работе, методы воспитания

Организация коррекционно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения

Понятие умственной отсталости. Современные психолого-
педагогические подходы к классификации интеллектуальных нарушений.

Проблема ранней диагностики и помощи детям с интеллектуальными
нарушениями.

Особенности реализации методов воспитания в специальной (коррекционной)
школе VIII вида.

Организационные формы, методы, приемы обучения детей с интеллектуальными
нарушениями.

Комплектование специальных образовательных учреждений для детей с
проблемами интеллектуального развития.

Основные этапы развития теории и практики обучения и воспитания детей с
нарушением интеллекта.

Проверка, учет и оценка знаний, умений и навыков учащихся специальной
(коррекционной) школы VIII вида. Требования к оценке знаний, умений и навыков.

Основные направления коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с нарушением интеллекта.

Обучение и воспитание детей с выраженными нарушениями интеллектуального развития..

Особенности реализации методов воспитания в специальной (коррекционной)
школе VIII вида.

Социально-бытовая адаптация и ориентация учащихся специальной
(коррекционной) школы VIII вида в процессе учебно-воспитательной работы.

Теоретические основы олигофренопедагогики.

Современное состояние проблемы диссертационного исследования, предварительные результаты.

Урок как основная форма обучения в специальной (коррекционной) школе VIII
вида.

Коррекционная направленность процесса обучения в специальной
(коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

Организация работы в специальной (коррекционной) школе-интернате для
детей с нарушением интеллекта.

Требования к личности олигофренопедагога. Педагогическая техника в работе
детьми с нарушением интеллекта.

Задачи, содержание и методы работы с детьми и подростками с выраженным
нарушением интеллекта.

Взаимодействие специальной (коррекционной) школы VIII вида с семей, воспитывающей школьника с нарушением интеллектуального развития.

Современные исследования в области олигофренопедагогики.

Похожие работы:

Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы специальнойпедагогики и психологии»

Рабочая учебная программа

Рабочаяпрограмма обсуждена на заседании кафедр специальнойпедагогики и специальной. ДИСЦИПЛИНЫ Теоретико-методологические основы специальной психологии и педагогики. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальнойпедагогики и психологии. Специальная.

рабочейпрограммедисциплины «Энергетическая электроника» для студентов направления 210100 «Электроника и микроэлектроника» и специальности. Н 54 Неретина, Татьяна Геннадьевна. Специальнаяпедагогика и коррекционная психология [Электронный ресурс]. учебно-.

Адаптированная образовательная программа основного общего образования мбскоу «Школа-интернат №37 VIII вида»

в специальнойпедагогике. но и реализуется в специальных (коррекционных ) учебных. с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины. дежурства и работы в. рабочихпрограмм по предметам обучения с учетом вариативности; — согласование рабочихпрограмм.

. образовательная программа высшего профессионального образования подготовки специалиста 050102. 65 География с дополнительной специальностью

Основная образовательная программа

дисциплин ООП по специальности 050103.65 География с дополнительной специальностью Биология. В состав ООП входят рабочиепрограммы.

Учебно-методический комплекс дисциплины направление: 050700. 62 Педагогика Профиль: Детская практическая психология (заочная форма)

отсутствует. РАБОЧАЯПРОГРАММАДИСЦИПЛИНЫ Основы коррекционнойпедагогики и специальной психологии ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА ОПД.Ф.11. Основы коррекционнойпедагогики и специальной психологии.